Лидер группы «Кино» о своих песнях.
— Виктор, с чего началось ваше увлечение музыкой?
— Конечно, с гитары. Я не избег общей участи мальчишек моего возраста, охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом. Мне было четырнадцать лет, и занимался я тогда в художественном училище, но постепенно, как ни странно, бесперспективное занятие рок-музыкой взяло верх. Я бросил свои живописные начинания и стал писать песни.
— Всякое творчество, и ваше в том числе, — способ выражения мироощущения, миропонимания…
— У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою. А рок-музыка для меня так же, как и для огромной массы молодежи, совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть — твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне. Как показало время, появилось не случайное поветрие моды, а социальное явление — современная музыка. Причем, как мне кажется, с довольно-таки размытыми жанровыми границами. Я, например, часто выступаю и как автор-исполнитель. Вообще для меня есть просто песня. Можно ее петь одному под гитару, можно — группой, можно — в сопровождении оркестра из трехсот человек. Это неважно…
— Как вы пишете свои песни?
— Беру гитару, начинаю играть. Складывается стихотворный размер, потом строчки начинают обрастать музыкальными фразами. И наоборот..
…молодые музыканты вовсе не разрушители или хулиганы от искусства, а скорее его хранители. Ведь в сложное время, во многом лживое и циничное, именно они сумели сберечь в своем искусстве радость живой жизни, индивидуальность, неприятие конформизма, протест против псевдоценностей.
(Из интервью В. Цоя бюллетеню «Новый фильм»(Алма-Ата), Март 1988 г.)
***
Меня, в принципе, музыка, особенно эстрадная, не очень интересует. Меня интересует музыка как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, которая на самом деле народная.
…Я думаю, что мода – явление, которое захватывает, так сказать, верхний слой, и увлекает за собой много народу, которым, как я уже говорил на примере «Аквариума», всё это на самом деле, может, и не надо. Под общим таким воздействием… Рок-музыка может исчерпать себя только как социальное явление, как явление, которое уже просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким как джаз, просто музыка, а не что-то больше. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-нибудь другим.
(В. Цой, декабрь 1986 г.)
***
С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и еще – это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.
…В принципе, рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях.
(В. Цой, 1987 г.)
***
Мы все изменились, и не всегда в лучшую сторону. Теперь мы получаем за концерты хорошие деньги, имеем возможность записываться на Западе, у нас хорошие инструменты и самые большие залы… Жизнь идет вперед. Мы многое обретаем. Но в этом движении всё время приходится что-то оставлять, чем-то жертвовать… Правда, мы пожертвовали слишком многим.
(В. Цой, Ташкент, март 1990 г.)
***
Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.
(В. Цой, Ленинград, декабрь 1986 г.)
***
– Публиковать свои собственные стихи?
– Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой.
(Из интервью с В. Цоем, Таллинн, лето 1987 г.)
***
– Что важнее – текст или музыка?
– Равнозначно.
(Из интервью с В. Цоем, Одесса, сентябрь 1988 г.)
***
Понимаете, поэты – это поэты… А я не поэт, я песни пишу. Сравнивать смысла нет. Я считаю, что мои тексты не могут существовать без потери в отрыве от музыки. Они рассчитаны на музыку, написаны вместе с музыкой.
(В. Цой, Мурманск, апрель 1989 г.)
***
– Считаете ли вы себя поэтом?
– Это не мне решать. Человек может себя считать кем угодно, но в глазах окружающих он им отнюдь не становится. Конечно, мне хочется, чтобы люди относились к моим текстам серьезно, но буду самонадеянным, если скажу, что так оно и есть на самом деле. Поэтому я не знаю, поэт ли я…
(Из интервью с В. Цоем, Красноярск, декабрь 1989 г.)
***
— Несколько слов о Ваших текстах. Они очень интересны, и, с одной стороны, всегда чувствуется стремление к лаконизму, никогда тексты не перегружены. А, с другой стороны, в них всегда такая насыщенная смысловая нагрузка. Как удается писать такие тексты? Вообще, как Вы работаете над песнями?
— Как Вам сказать… Я не работаю над песнями. Это для меня не работа, просто так получается.
— То есть, это всегда естественно?
— То есть, рабочих моментов там нет. Там есть… Я не знаю, я начинаю что-то играть, потом начинаю что-то записывать, делаю какие-то чиркушки. А потом получается песня. Для меня самого это всегда загадка — что у меня получится.
(Интервью с В. Цоем, Мурманское ТВ, апрель 1989 г.)
***
— Витя, как ты считаешь, чего в вашей музыке больше: естественности или продуманности?
— Не знаю. У нас в группе у всех какое-то чутье — когда я прихожу и показываю новую песню, мы начинаем о ней думать -что должен играть бас, что гитара и так далее. И когда, например, Юрик предлагает вот такую-то партию, как правило, раздается несколько голосов — «это классно», «это лажа», «этого мы играть не будем». Просто мы стараемся сделать так, чтобы нам всем это нравилось. Но пока не всегда получается.
— А ты не боишься, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру, заявлять, что Виктор Цой занимается поп-музыкой?
— Да, я занимаюсь поп-музыкой. Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать.
(Интервью с В. Цоем, «РИО» №19, 1988 г.)
***
Когда я пишу песню, она получается у меня под гитару вот так, как есть. Потом мы делаем вместе аранжировку там, придумываем что-то сидим. И вот этот конечный результат, который получается — уже мне одной гитары кажется мало. Я вспоминаю все какие-то партии, какие там есть. Это кажется мне более интересным, потому что, мне кажется, что одной гитары уже недостаточно. Хотя, я думаю, что это тоже интересно.
***
— Совпадают ли «я» в ваших песнях с вашим собственным «я»?
— Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз по-своему.
(Из интервью с В. Цоем, журнал «Родник», N10, 1988 г.)
***
— В ваших текстах, начиная с самого первого альбома, упоминается некая ЗВЕЗДА. Что это — талисман, самоцель? (Абашин Д., 16 лет).
— На все вопросы, касающиеся анализа текстов и музыки я отвечать не буду, потому что сам не знаю, откуда у меня взялась звезда, замок, ключ от замка, небесный пастух и т.д.
(Интервью В. Цоя в Красноярске. ДС «Енисей». 1-4 декабря 1989 г.)
***
— Вы противоречивый человек?
— Нет, я совершенно монолитный.