Вспоминаем лучшие образы Виктора Цоя, которые успели запечатлеть на пленке кинематографисты.
Конец каникул (1986) (реж. Сергей Лысенко)
Дипломная работа режиссера Сергея Лысенко – это по сути дела, четыре клипа группы «Кино» («Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь», «Раньше в твоих глазах отражались костры», «Попробуй спеть вместе со мной» — из этих названий песен вполне получается расплывчатый синопсис короткаметражки), связанные подобием сюжета об инертном любовном треугольнике. У Цоя здесь нет реплик, да они и не очень нужны – настолько выразителен его взгляд. В какой-то момент его герою мерещится, как он лежит в черной одежде на операционном столе, а в роли хирургов выступают участники его группы – и этот эпизод приобретает, конечно же, некое потустороннее пророческое качество. Это одна из удач студенческого фильма, снятого в Киеве начинающим режиссером, который так и не сумел снять что-то более существенное. Главная удача – это участие в фильме самого Цоя. «Конец каникул» ясно дал понять, что камера очень любит этого костлявого, вертлявого корейца.
Йя-Хха (1986) (реж. Рашид Нугманов)
Советские рокеры активно снимались в студенческих фильмах (например, Вячеслав Бутусов и Настя Полева у Алексея Балабанова), потому что с их авторами в силу молодости можно было легко найти общий язык, и потому что в дипломных работах степень свободы была несравнимо больше, чем в официально утвержденных студийных фильмах. Цой вместе с Константином Кинчевым, Майком Науменко и другими членами Ленинградского рок-клуба оказались в объективе Рашида Нугманова, студента ВГИКа. Нугманов исследовал невиданный доселе пласт советского общества в его естественной сфере обитания приемами «синема верите» Дзиги Вертова — получасовой фильм получился чем-то средним между документальным и игровым. Даже название его уклонялось от модных тогда в среде документалистов прямых газетных формулировок (например, «Легко ли быть молодым»). Была в нем эстетика нечленораздельного и не поддающегося написанию вопля. Этот вопль потом внимательно изучал наставник Нугманова, Сергей Соловьев.
Рок (1987) (реж. Алексей Учитель)
Потребовалось не так много времени, чтобы за питерских рокеров взялись потомственные режиссеры. Алексей Учитель подошел к проблемам молодежи, водившейся в котельной и прото-клубе «Камчатка» и на улице Рубинштейна, со всей ответственностью – и даже где-то перестарался, так как секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев потребовал вырезать из фильма некоторые сцены. По крайней мере, сцена в которой Виктор Цой описывает то, как трудится кочегаром в котельной и утверждает, что ни от чего не зависит и никому не верит, в фильме осталась. Учитель, который во время съемок интересовался роком исключительно как явлением, назвал свою студию по названию своего фильма – «Рок». А в прошлом году выпустил скандальный фильм «Цой», главным героем которого стал водитель автобуса «Икарус», в столкновении с которым на трассе погиб лидер «Кино».
Асса (1987) (реж. Сергей Соловьев)
Самый яркий образ набиравшего популярность Цоя запечатлел Сергей Соловьев в своей пост-модернистской китчевой картине, которую посмотрели в советском кинопрокате 17,8 миллионов зрителей. Режиссер услышал в живом исполнении песню «Мы ждем перемен» и уговорил Цоя отложить ее выпуск и исполнить ее в финале своего фильма. Остальное – это история, расказанная уже бесчисленное количество раз. Монументальному финалу картины Соловьева с тех пор пытаются подражать многие режиссеры, и удачнее всего получилось у Сергея Лобана в «Шапито-шоу»
Игла (1988) (реж. Рашид Нугманов)
Безоговорочно лучшая роль Цоя в кино – это одиночка Моро, противостоящий банде торговцев наркотиками. Фильм Рашида Нугманова стал лидером советского проката, собрав 14,6 миллионов зрителей, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1988 года. Картина Рашида Нугманова получилась совершенно вневременной – благодаря многочисленным вставкам советских эстрадных песен и телерадиопостановок в ней создавался какой-то параллельный, перегруженный медийными призраками мир. Этим, возможно, объясняется и интерес, который проявил к «Игле» основатель стиля киберпанк Уильям Гибсон, вместе с которым Нугманов начал сотрудничество над так и не воплотившемся в реальность из-за гибели Цоя советско-американским кинопроектом. В картине впервые в советском кино были открыто затронуты такие темы, как наркотики (в том же году вышла «Трагедия в стиле рок» на эту же тему) и экологическая катастрофа на Аральском море. Также в ней дебютировал в роли зловещего доктора Петр Мамонов, с чего началась его долгая и успешная карьера в кино. Цой смотрится действительно как последний герой, способный указать остальным на возможность выхода из серой советской реальности в блистательный мир мечтаний. Даже получив смертельное ножевое ранение, его герой, как и подобает нео-романтику, встает, закуривает сигарету и продолжает свой путь по заснеженной аллее. Эта финальная сцена сподобила одного из поклонников на крылатую фразу: «Цой не умер, он просто вышел покурить».