Как говорят. талантливый человек талантлив во всем. Вот и многие наши музыканты не ограничивают себя исключительно занятиями музыкой. В этой подборке вспоминаем наших артистов, которые в той или иной мере реализовали себя как художники.
Виктор Цой
С 1974 года по 1977 год Виктор Цой учился в художественной школе, после окончания которой поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Во второй половине 80-х он принимал участие во многих выставках в СССР и за рубежом. Рисунки музыканта были выполнены в основном фломастерами, иногда — маслом. Лидер «Кино» через картины показывал свое видение советской жизни, которая сливалась с творческим хаосом.
У меня много разных профессий, согласно записям в моей трудовой книжке. Но основным, вернее, вторым моим делом после музыки я бы называл живопись. В детстве я мечтал стать художником, много учился этому, но потом избрал главным — музыку.
Георгий Гурьянов
Барабанщик кино Георгий Гурьянов тоже учился в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова, хотя с Цоем познакомился позже. После его смерти Гурьянов отошел от музыки и сконцентрировался на живописи. По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди художником, достигших карьерного пика после 1991 года.
…Бремя художника – быть немножко впереди всего. Вот в этом весь фокус. Я родился художником и всегда был им, даже в детском саду. (И музыкантом тоже, между прочим. Не то что я вдруг внезапно стал музыкантом – я учился музыке.) В то время изобразительное искусство зашло в тупик. И, когда я прочитал манифест сюрреалистов, я совсем потерялся. До этого я изучал рисунок, живопись, композицию, скульптуру – все, что преподают в академической школе, а потом вдруг узнал, что все это гроша ломаного не стоит, что нужно, наоборот, ничего не уметь. Поэтому я очень долго не мог найти себя в живописи.
Эдмунд Шклярский
По собственному определению работает в жанре символизма с элементами сюрреализма. При этом героев песен «Пикника» на картинах лидера группы встретить не удастся – музыка и живопись у него гнездятся на разных ветках сознания. Но рисунки используются при оформлении обложек альбомов коллектива.
Я завидую художникам, на которых смотрю. Непонятно, как они достигают того, что делают. У меня нет таких способностей, в живописи выразить себя сложнее, чем в музыке, результат всегда неизвестен, непредсказуем.
Андрей Князев
Андрей Князев — автор иллюстраций к альбомам и песням «Короля и Шута». Он выпустил сборник «Старая книга» с черновиками, рисунками, стихотворениями времён раннего творчества группы.
В 20 лет я уже хотел, чтобы у нас с Горшком была крутая рок-группа и мы бы прославились на весь мир. Не на всю страну, а именно на весь мир! А до нашей с ним встречи, лет в 14, я думал, что буду художником, и представлял, как мои картины висят в Эрмитаже. В детстве я любил рисовать комиксы, теперь развиваю это направление в своих клипах.
Борис Гребенщиков*
БГ не считает себя профессиональным художником и признается, что рисовать вообще не умеет. Он не любит раскрывать смысл своих произведений и просит просто внимательнее смотреть на картины.
*Внесен Минюстом России в единый реестр иностранных агентов
В середине 70-х годов я обнаружил на чердаке сельского дома моей первой жены Наташи пустые загрунтованные холсты и краски ее деда; и понял, что обязан немедленно попробовать. И мне понравилось. Учился всему сам, и до сих пор учусь; поэтому охотно принимаю советы и подсказки. Хотя к 1987 году у меня за плечами уже было несколько выставок с «Митьками».
Диана Арбенина
Лидер «Ночных Снайперов» никогда не училась рисованию, признавалась, что до своей первой выставки в 2016 году даже не знала, что такое палитра. А за свой приход в живопись предлагает благодарить воспитательницу детского сада, которая когда-то, посмотрев на её детские рисунки, вынесла заключение: «А вот эта девочка никогда рисовать не будет».
Покупаете такой центр музыкальный с клёвой громкостью, чтобы у соседей от звука уши отвалились. Покупаете холст, масло… Врубаете музыку, именно врубаете, без интеллигентного «включаете», и начинаете себя вливать в холст. И ты в этом полёте должен быть безгрешен, как невинный ребёнок, ты не должен ничего бояться, бояться того, что придёт сосед и скажет: «Фу, какая мазня-я-я». Плевать на это! Ты в этом достигаешь настоящей свободы. Это самое главное. В жизни вообще это самое главное.
Армен Григорян
Воспринимает свои картины, как продолжение музыкальных мыслей, которые у него не получается выразить в песнях.
Все, что касается рисования, возникло под влиянием друзей-художников. С музыкантами дружить очень сложно, а с писателями, художниками у меня получалось всегда очень легко. И я, естественно, проводил очень много времени в мастерских. Мы выпивали, иногда рисовали вместе, веселились, как могли. Поэтому рисовать я начал естественно и легко. Это то же самое, что попасть в другую языковую среду: через некоторое время начинаешь говорить на этом языке, может, не особо грамотно, но тебя понимают. То же самое было и с живописью. Я действительно не отношусь к живописи серьезно. Это хобби. Чтобы не заниматься постоянно музыкой, нужно на что-то отвлекаться. Это то же самое, как собирание открывалок и дегустация вин.
Илья Лагутенко
Картины Ильи Лагутенко так же самобытны, как и его тексты песен. Работы музыканта даже выставлялись на «Нашествии-2009» в рамках художественной выставки «Рок-музыка в красках».
Любовь к рисованию, живописи у меня с детства. Со мной всегда были картины моего отца, я ходил во все возможные художественные школы, и у нас дома была огромная «История искусств». К сожалению, я очень застенчивый и скромный автор, поэтому пока не спешу выставлять свои картины на всеобщее обозрение. Пока они находятся под присмотром моих родственников. Они — единственные люди, кому я могу доверить свои «эмоции в масле».
Егор Летов
Легенда сибирского панка Егор Летов предпочитал рисованию создание коллажей, некоторые из которых стали известны, как обложки альбомов «Гражданской обороны», «Егора и О***деневших», «Коммунизма».
Сергей Шнуров
Творческий руководитель группировки «Ленинград» относит свои картины к направлению «брендреализма», как и песни, и клипы. Теория Шнурова заключается в том, что человек XXI века живет среди искусственно сгенерированных продуктов-брендов, наивно полагая, что они и есть реальная жизнь. Да и самого себя он тоже воспринимает в первую очередь, как такой же «бренд».
Задача художника — создать семантическое поле. Что хотел сказать художник — совершенно не важно, художник хотел, чтобы вы что-то сказали.
Андрей Макаревич*
Первая выставка Андрея Макаревича* прошла еще в 1989 году в московском Дворце молодежи. Макаревич* — выпускник Московского архитектурного института с дипломом художника-графика и архитектора.
*Внесен Минюстом России в единый реестр иностранных агентов
Возможно, многие удивятся, но если говорить о профессии, данной мне, то в первую очередь я считаю себя художником. Во-первых, потому что меня этому очень хорошо учили. Во-вторых, потому что я этим занимался всю жизнь и продолжаю заниматься до сих пор…
Александр Васильев
Художественные работы лидера группы «Сплин» о том же, о чем и его тексты. Песни и изображения связаны; причем, основное связующее звено — сам автор, а сквозная метафора – тема героя, его одиночества в большом городе.
Дмитрий «Snake» Хакимов
Стилистически свои художественные работы барабанщик «Наива» и The Matrixx характеризует как «постсимволизм».
В отличие от музыки, где я достаточно академично подхожу к процессу, живопись для меня неконтролируемый поток ощущений, снов и рефлексий. Это своего рода медитация — я просто концентрируюсь на образах и эмоциях и «запечатлеваю кадр». При этом я не пытаюсь привести в некую систему, осознать, весь этот поток.
Юрий Шевчук
Лидер ДДТ закончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института и даже успел поработать учителем рисования, а его дипломная картина, в которой он изобразил группу молодых людей, прячущихся от дождя в подворотне, вдохновила артиста на создание одной из самых известных песен ДДТ «Дождь». Но картины Шевчука найти сложно. Музыка для него оказалась более приоритетна.
Рок-н-ролл победил, меня очаровало это быстрое, сиюминутное творчество. Можно за ночь написать замечательную песню и петь её друзьям, а написать хороший портрет за ночь — нереально: победили быстрота, буря и натиск рок-н-ролла.
Константин Кинчев
В юности работал учеником фрезеровщика и художником-оформителем. Подрабатывал натурщиком в Суриковском училище. В галерее «Автопортрет» Кинчева 1984 года и иллюстрации лидера «Алисы», использованные в буклете CD-диска «Быль да сказки».
Поймите, музыка, живопись, даже архитектура, всегда отражают время, искусство несет этот тяжкий крест — отражать действительность.
Читать также:
Смерть русского рока: где похоронены легендарные музыканты
Вячеслав Тумаланов