Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков» выпустил сольную пластинку «Знак огня». Это заключительная часть трилогии, которая началась с альбома «Соль», вышедшего в 2014 году и продолжилась альбомом «Время N» в 2018 году.
Двенадцать песен альбома «Знак огня» создавались на протяжении последних семи лет. А запись проходила в студиях по всему миру: в Санкт-Петербурге, Лондоне, на Кубе, в Калифорнии и Израиле.
В своём интервью изданию «Ъ» Борис Борисович подробно рассказал о песнях, вошедших в альбом:
ВОН ВАВИЛОН
Трек «Вон Вавилон» открывает новую сольную пластинку метра. В последний день 2019 года на официальном youtube-канале БГ вышел клип на этот трек:
Для слушания песен не так уж важно, кто из музыкантов где играет, для меня важно только одно: что они говорят, от сердца они или нет, настоящие или подделка.
БАСТА РАСТА
Эта песня действует во всех вариантах, у нее мощное сердце. Ее начинаешь петь, и она тебя сносит… А несколько десятков студийных вариантов, сделанных за два года,— это естественный поиск правильной звуковой картины.
МОЁ ИМЯ ПЫЛЬ
Несколько лет назад я поехал на Кубу, потому что у меня было несколько песен, которые я хотел записать именно с кубинскими музыкантами — так больше никто на свете не играет. У меня были на это основания: мой старый хороший друг звукоинженер Джерри Бойс, с которым мы в 1990-е работали над «Навигатором» и «Снежным Львом», когда-то записал классический кубинский альбом «Buena Vista Social Club» и хорошо знал местный мир. Мы с ним давно собирались на Кубу, и в какой-то момент звезды встали как надо, и мы взяли и рванули туда, пока еще живы были некоторые участники «Буэна Висты». Там я и написал «Мое имя пыль.
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Я не предполагал записывать альбом именно с ним, так получилось само по себе — а значит, правильно: естественное течение событий лучше любых расчетов. А вообще-то Джеймс — один из лучших клавишников Лондона (он играл с Грэмом Паркером, The Waterboys и др.), а заодно еще и великолепный звукоинженер. Я работаю с ним уже несколько лет, альбом «Время N» частично записан в его студии. И к его чести сказать, он единственный не испугался коронавируса, и мы продолжали плодотворно работать все время, пока остальные сидели по домам.
ЗНАК
Я как стенограф — записываю то, что диктует мне жизнь. А БГ — это просто псевдоним «Аквариума».
ИЗУМРУДНАЯ ПЕСНЯ
Мы когда-то разговорились со Слаем на Ямайке и обсудили идею сыграть вместе. И вот наконец дошло до воплощения этой идеи. Слай живет на Ямайке, Робби — в Майами, но все сложилось удачно: они были на концертах в Европе и после окончания тура приехали ко мне на запись в Лондон. Играть с ними и смотреть, как они делают то, что делают, это действительно уникальное переживание: играешь с живыми легендами, ведь они на самом деле изобрели музыку регги. И в записи «Изумрудной песни» это слышно. Крайне забавно то, что одновременно с этим альбомом готовится к выходу альбом «Аквариум in Dub», где песни «Аквариума» перерабатывает другой отец регги — Ли «Скретч» Перри. Это тоже произошло благодаря удивительному волжскому мастеру регги Пацану Левше, который с нашими песнями поехал на Ямайку и подружился с Ли. Слушать, как ментор Боба Марли напевает песню «Иван и Данило»,— как будто попасть в эпизод из «Алисы в Стране чудес». Так что приключения продолжаются.
МАСАЛА ДОСА
У каждой песни здесь точно есть своя история, каждая песня — приключение. А хвастаться тем, кто там играет, как-то даже смешно.
ХИХАНЬКИ ДА ХАХАНЬКИ
Я о смерти не думаю. У меня было несколько случаев в жизни, научивших меня воспринимать то, что происходит, как есть, и абсолютно доверять ходу вещей.
НЕ СУДЬБА
Прошлым летом мой старинный приятель Александр Чепарухин, зная, что мы собираемся играть на форуме «Словоново» в Черногории, предложил сыграть пару песен с Омаром, в качестве рекомендации сообщив, что он играл с Томом Уэйтсом. Естественно, мне стало интересно. Мы попробовали, и нам понравилось. Поэтому осенью мы устроили два концерта в пещере под Иерусалимом, где когда-то добывали камни для храма, а заодно сняли эти концерты для концертного фильма. И когда пришло время записывать новую песню «Не судьба», мне показалось, что именно Омар сыграет там то, что нужно. Так и получилось.
МОЙ ЯСНЫЙ СВЕТ
Мне не отделить себя от человеческой расы: то, что я чувствую и пишу,— это лично мое и одновременно про всех людей. Но с апокалипсисом и «точкой невозврата» я бы еще повременил — есть еще масса несделанных дел.
ПОУТРУ В ПОЛЕ
Все два года записи я прислушивался, какие песни должны быть здесь, как они должны быть записаны, чтобы точно отразить то, что я чувствую без слов, знаю сердцем об окружающем мире. Если «Знак огня» вышел более светлым и обнадеживающим, нежели «Соль» и «Время N», то это не потому, что я так планировал. Если так получилось — хорошо.
Сольный альбом БГ «Знак огня» доступен на всех цифровых площадках.