«Декаданс» — третий студийный альбом группы «Агата Кристи», увидевший свет в 1991 году. Впервые в истории коллектива все тексты песен (кроме одной) написаны одним участником — Глебом Самойловым. Для пластинки было подготовлено 24 песни, из которых в окончательный вариант вошло 11.
Глеб Самойлов:
90-й год стал переломным для нас в музыкальном отношении. После «Второго фронта» и «Коварства и любви», чтобы не зациклиться, нам пришлось коренным образом ломать себя, в результате получился альбом «Декаданс». От бурной фееричности мы перешли к некой задумчивой и небурлящей музыке.
Вадим Самойлов:
«Декаданс» был одним из альбомов, который мы себе позволили. И это естественно дало свои результаты, как положительные, так и отрицательные. Плюс эпоха «Ласкового мая» тогда прокатилась… Ну тогда во всех рок-группах, наверно, дела не очень сладкие были.
Александр Козлов:
Мы стали записывать совсем другой альбом — «Декаданс», и он получился совсем другим. Если ставить их подряд, складывается ощущение, что это две разные группы. Ощущение того, что многим людям, которых мы уважаем, наша музыка не нравится. «Чайф», бывший тогда тогда достаточно большим авторитетом, намекал на то, что «вы, ребята, играете слишком уж не рок-н-ролльную музыку». Много прессы было на эту тему с соотношением положительных откликов к отрицательным — 30% на 70%.
Некоторые считают, что «Декаданс» — это шаг вперед. Я думаю, что «Декаданс» — это подведение итогов всей идеи группы. Альбом сделан в прежнем характере, может, просто откровеннее чуть-чуть. Люди, к которым он обращен, это люди уже без всяких признаков каких-либо сильных эмоций. Подразумевается, что тот, кто для них поет, также их лишен сам. И происходит игра: мы как бы говорим слушателю: давай я тебя попугаю? Он отвечает: ну давай… Давай я тебя повеселю? — Ну, давай. Давай попляшем? — Ну, давай. Что-то такое постоянно происходит, и все это как-то идет поверхностно, слегка.
Мы устали от имиджа, который сам себе навязали. Эта помпезность просто надоела в один прекрасный момент. Невозможно постоянно ходить во фраках и пр. И несмотря на то, что «Декаданс» во многом — продолжение игры, через холодную отстраненность все время пробивалась доля настоящей искренности. Альбом, может быть, шокировал людей, про которых сказано «извергну из уст моих, ибо ни холоден ты, ни горяч».
…после периода побед был этакий момент осады. После записи альбома «Декаданс» стало ясно, что наша музыка заключена в глубине нас самих — это не шоу для зрителя, музыка не для того, чтобы нравиться. И пора массового интереса к рок-н-роллу заканчивалась.
Была возможность залезть в хвост телевизионной тусовки, но нам не очень этого хотелось. Нам не хотелось также участвовать в движениях, у которых есть общий знаменатель — типа «Рок чистой воды». Папиковское отношение московских организаторов нам было противно — в общем, мы пролетели и в тусовку не влились. Мы очень трепетно относились к тому, что мы делаем, и, что касается вышеописанных проблем, понимали, что музыка здесь совершенно не при чем. Мы имеем право играть то, что мы хотим, и это всегда было самым главным.
Тогда мы сетовали на то, что стало мало концертов, но появилась отдушина — поездки на Запад. Мы активно гастролировали по клубам Дании, Франции, Германии, и таким образом переждали тот период.