1990 год
- Михаил Горбачев становится первым президентом Советского Союза;
- В Москве открывается первый в России Макдональдс;
- Для урегулирования Армянско-Азербайджанского конфликта в Баку вводятся механизированные части Советской Армии;
- Еженедельник «Аргументы и Факты» с тиражом свыше 33 млн экземпляров попадает в книгу рекордов Гиннеса, как самое массовое издание;
- Погибает лидер группы «КИНО» Виктор Цой;
- Прекращает своё существование бит-квартет «Секрет».
А из магнитофонов в тот год доносится:
В это же самое время, на шестом году существования, московская группа «Браво» окончательно определилась с новым солистом и готовилась к записи очередного альбома.
После ухода из группы Жанны Агузаровой, Евгений Хавтан пробовал на место вокалиста Роберта Ленца, Евгения Осина и Ирину Епифанову. Последние двое успели записать с «Браво» несколько песен. Однако в то время карьера в этом коллективе ни у кого из них не сложилась, и в 1990 году на роль солиста группы был приглашен Валерий Сюткин. Именно с ним было решено наконец-то записать все накопившиеся за два года песни. Они были собраны в альбом под названием «Стиляги из Москвы».
Евгений Хавтан – основатель и идеолог группы «Браво», гитарист и композитор, главный стиляга советского и постсоветского пространства, коллекционер гитар и оранжевых галстуков, до «Браво» играл в группе «Редкая Птица».
Изначально альбом «Стиляги из Москвы» в оригинальном виде был записан с Женей Осиным. Он был записан в московской студии МДМ, звукорежиссером был Игорь Замараев. Все эти песни, они уже были готовы и сделаны, то есть песня «Король оранжевое лето», «Звездный шейк», «Грустно и легко», «Добрый вечер, Москва». Практически запись этого альбома состояла из того, что мы просто наложили голос Валеры на эти минусовые фонограммы и дописали некоторые песни.
Валерий Сюткин, солист группы «Браво» с 1990 по 1994 год, автор и композитор, телеведущий, первую песню написал в 14-летнем возрасте, до «Браво» работал в группах «Телефон», «Зодчие» и «Фэн-о-мэн».
«Вася», «Девчонка 16 лет», «Я – то, что надо» — это первая тройка. Дальше была написана «Держись, пижон». И, собственно говоря, к этому моменту фонограммы остальных песен уже были. Просто они жили, их пели разные вокалисты в «Браво», они как-то не были собраны. И для того, чтобы придать целостность этому периоду, я их все напел, и они были составлены, компилированы в этот альбом – «Стиляги из Москвы».
Итак, в середине 1990 года группа «Браво» собралась в следующем составе: Хавтан, Сюткин, Данилкин, Бушкевич, Лапин, Иванов. Музыканты начали работу по сведению очередного альбома, а точнее сказать, работу по пересведению. Большинство песен альбома уже были записаны с разными музыкантами и солистами. Над текстами этих песен поработали именитые текстовики. Не считая Михаила Танича, который даже не подозревал о своем участии в этом диске, к текстам альбома приложили руку Евгений Осин, Александр Олейник, Валерий Сюткин и Вадим Степанцов. Именно песня на стихи Вадима Степанцова стала одной из первых сведённых для альбома композиций.
Песня «Король оранжевое лето» написал Вадим Степанцов, и причем мы ее записали очень давно, где-то в 1967 году, и пела ее Анна Салмина. Слова написал Вадим Степанцов, и там были несколько другие слова.
Первый вариант текста был такой: «И солнце лупит нам костетом по нашим буйным головам», ну, то есть типичный для господина Степанцова художественный экстремизм. То есть песня достойно могла и в «Бахыт Компоте» прозвучать по тексту.
И для того, чтобы эта песня попала на телевидение, на котором существовала очень жесткая цензура, и слово «костет», которое присутствовало в этой песне, ни в коем случае не хотели туда пропускать. И пришлось изменить слова в этой песне.
Переписанная с вокалом Валерия Сюткина песня «Король оранжевое лето» занимает первую позицию в альбоме «Стиляги из Москвы», и долгое время все концерты группы «Браво» открываются именно этой песней.
Одна из моих любимых песен в репертуаре группы «Браво». Я был уверен, что эта песня написана Цфасманом или Варламовым. То есть мелодика, которую Женя Хавтан здесь выразил, она абсолютно уходит корнями в тот мелодичный, не побоюсь этого слова, талант, который был присущ композиторам того времени, сейчас таких мотивчиков не пишут, и не писали, кстати, в 80-е. Поэтому я считаю, что одна из самых удачных по мелодии песен.
Очень долго, а для некоторых и по сей день, песня «Король оранжевое лето» будет считаться кавер-версией старой песни 70-х, настолько точно ее авторы уловили нотки того времени. На самом деле, написана она в середине 80-х, и авторами ее стали Евгений Хавтан и Вадим Степанцов. Тот самый Степанцов, который очень скоро станет известен в музыкальном мире, как лидер группы «Бахыт-Компот» и автор таких, абсолютно не похожих на творчество группы «Браво» песен, как «Пьяная помятая пионервожатая» и «Девочка по имени Би-Би-Гуль». Забегая вперед, отметим, что свое сотрудничество с группой «Браво» Степанцов продолжит и далее.
Где-то в 80-е годы репетировали в мясомолочном институте, в котором Вадим учился, насколько мне известно. И там мы с ним познакомились. Он тогда еще не пел, у него не было тогда группы, он писал стихи. Он дал мне кипу стихов, мне очень понравились они. Мы постоянно на гастролях читали эти стихи, смеялись, очень забавные эти стихи были. И однажды мы попробовали написать несколько песен, но это было еще с Агузаровой, началось наше сотрудничество: он написал песню «Розы». Потом он написал песню «Синеглазый мальчик» и вот песню «Король оранжевое лето», которая до сих пор очень нравится моей маме. Это одна из любимых ее песен в репертуаре группы «Браво», такая мелодичная. И эту песню мы записали на студии, на телевидении, в первом тон ателье.
В марте 1990 года Верховный Совет учреждает пост президента Советского Союза. 14 марта внеочередной съезд народных депутатов безальтернативно утверждает на этом посту Михаила Сергеевича Горбачева, и уже на следующий день первый и последний президент СССР приносит присягу. На этом же съезде отменяется статья Конституции, закрепляющая руководящую роль КПСС. Гласность, Перестройка и Демократия в нашей стране начинают работать в полную силу, а примерно через год Горбачев будет вынужден уйти в отставку, да и СССР, как единое государство, перестанет существовать вовсе…
В это же самое время Валерий Сюткин принимает предложение Евгения Хавтана о сотрудничестве и на ближайшие 4 года становится в некотором роде президентом, а точнее, фронтменом группы «Браво».
Музыкой Валерий начал заниматься в начале 70-х, участвуя сразу в нескольких любительских группах, творческой задачей которых было исполнение как можно ближе к оригиналу произведений “The Beatles», “Deep Purple”, “Led Zeppelin” и прочих. Поэтому в графе “Образование” Сюткин пишет: “прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного”. Потом было участие в группах «Телефон», «Зодчие» и в трио «Фэн-о-мэн», а в составе труппы Михаила Боярского Сюткину удалось объехать с концертами практически всю страну.
Я, закончив трудиться в «Зодчих», создал трио «Фэн-о-мэн», и это трио было приглашено в Ленинградский театр «Бенефис», художественным руководителем которого являлся Боярский . И мы, будем говорить честно и откровенно, – я работал на разогреве у замечательного артиста, который с треском собирал стадион, с очень хорошими мелодичными песнями, все их знают: «Погаснут свечи», «Городские цветы» и так далее. Это вызывает улыбку у молодого поколения, но я вам хочу сказать, что это было сделано безумно преданно своему жанру, профессионально. «Большой диапазон оркестр», он так назывался, в два барабанащика живых, с конго-бонго и большой духовой секцией, играл вот эти все вышеупомянутые произведения. Плюс четыре, если я не ошибаюсь, песни трио «Фэн-о-мэн». В нашу задачу входило выйти, поздороваться, красиво сыграть в сопровождении оркестра, представить Боярского и уйти.
И после этого помню, как мы выступаем на стадионе, после концерта идем в баню, я выхожу в халате на крышу какого-то здания, прямо вот на стадионе. Вижу зеленую лужайку, по которой бегает Боярский, где-то 80 тысяч народу, которые ему солютуют, и я беру бокальчик пива, смотрю на это и говорю своим коллегам по «Фэн-о-омэну»: «И вот за это нам еще платят деньги». Это было такое, знаете, очень достойное время. Вот мы ездили с Мишей по стадионам везде, пели песни, и это было два года. И вот я, собственно говоря, из «Фэн-о-мэна» в «Браво» и перелился. Тоже хорошее образование.
Это самое «образование», полученное в трио «Фэн-о-мэн», на первых порах не очень пригодилось Валерию в группе «Браво», так как большинство песен было готово еще до его появления, причем, они сводились для альбома первыми. Таким пересведенным треком стала песня «Звездный Шейк», которая была записана без участия Сюткина, и уже неоднократно исполнялась командой на концертах.
Слова для нее написал Женя Осин. Мы ездили на фестиваль в Дании, это было в 1989 или 1988 году. И, по-моему, этой песни даже не было. Был ритм, была музыка, но не было слов. А репертуар нужно было играть порядка 40 минут на этом фестивале. Фестиваль был очень забавный, тоже интересный фестиваль, в нем мы играли предпоследние, а завершала этот фестиваль группа Duran duran. И мы были вот как бы такой сенсацией перестороечной на этом фестивале. Возвышался, значит, английский флаг, потому что завершали англичане, значит, а чуть ниже висел Российский флаг на тот момент. И у нас не было слов для многих песен, потому что мы с Женей практически только начали сотрудничество. И многие слова он пел, просто какую-то рыбу, потому что он сказал: «Они все равно не фига не понимают, эти датчане, поэтому можно спеть там что угодно». И все это прошло очень замечательно, «на ура». Потому что никто не понял, русский язык в этом городе слышали впервые.
В 1989 году Евгений Осин работал в группе «Браво» в качестве главного вокалиста. Сотрудничество продлилось чуть больше года. Вместе с Осиным коллектив записал несколько вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако две песни — «Мне грустно и легко» и «Добрый вечер, Москва» — обрели всесоюзную известность. В 1990 году Осин покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру. Текст песни «Звездный Шейк», сочиненный Осиным, навсегда впишет его имя в историю группы «Браво».
Среди подушек, о, Аллах
Лежит жена в одних часах
И мне кивает головой
А я хочу Бриджит Бордо,
Ее и больше никого
Не буду больше спать с женой
Бриджит Бордо, Мерлин Монро, Софи Лорен, —
Вот это то, что надо
И лучше нечего желать,
Чем вместе с ними отдыхать,
Сегодня буду спать в кино…
Это слова из первой в жизни песни, написанной Валерием Сюткиным в 14-летнем возрасте. Сей шедевр по понятным причинам не вызвал восторженного отклика его родителей, но среди сверстников имел определенный успех, впрочем, как и всё, что делала на тот момент школьная группа Валерия “Возбужденная реальность”. Примерно через 20 лет, автор этих строк напишет текст к песне, которая навсегда войдет в золотой фонд группы «Браво» и станет символом этой группы сюткинского периода.
Собственно говоря, это первое произведение, которое мы написали вместе с Женей Хавтаном – «Вася». Самая первая наша песня совместная. Я приехал, будучи лохматым, молодым повесой. Женя говорит: «Вот был такой запевчик». Запевчик у него был, вот играем запевчик, как-то само-собой логично вылетел припев. Духовая секция сразу нашла вот этот ход. И думают. Я говорю: «Это, наверное, будет песня про стилягу». Я уже представил, как он будет выходить на улицу, все. Ну и первое, что пришло на ум: такие стиляги обычно ассоциируются с именем Эдик, в 60-е годы там Эдуарды такие. И я подумал, что будет стиляга из Москвы – Эдик. А потом почему-то сказал, что как-то мы, кажется, тончим, хотим выглядеть очень столично, давайте, пусть он будет Вася. Меня сразу же поддержал Сережа Лапин, басист, он говорит: «Вот Вася классно! По-простому, по-нашему». Мне кажется, что у Жени Хавтана это не вызвало такого энтузиазма в начале.
«Василий» впервые был увековечен в телевизионной «Программе А» под новый год, с 1990 на 1991. А в начале 1991 года Миша Макаренко снял видеоверсию. И почему-то для того, чтобы придать какой-то, я даже не помню, задорности, то ли не совпали магнитофоны, короче на видеоверсии, и вообще это была такая тенденция, вызванная распространителем кассет. У меня все время голос звучал, она всегда была быстрее, чем нужно, я такой получился чрезмерно задорный. Ну, да Бог с ним. Песня, которая, наверное, определяет начало нашего успеха. Поэтому она очень дорога. Длительное время меня называли Васей, ну и хорошо.
Песня «Вася» стала первой из чнтырех в альбоме «Стиляги из Москвы», текст к которой написал Валерий Сюткин. Две из них в последствии станут главными хитами этой пластинки, причем, «Вася» пропишет Валерия Сюткина в группе «Браво» на несколько лет, на радость всех членов коллектива и их поклонников.
С этой песни началось все и, может быть, месяца через два-три ее сначала показали в «Утренней почте», а потом она стала звучать просто отовсюду, из всех ларьков. И с этого все началось. И мы поняли с Валерой, что, наверное, стоит продолжать дальше записывать какие-то песни, потому что получилось. Что-то, тронулось с места.
Осенью 1990 года символическое разрушение Берлинской стены завершилось вполне реальным воссоединением Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики. Точнее говоря, ГДР просто-напросто вливается в состав ФРГ, объединенный Берлин становится столицей и Западной и Восточной Германии, а Гельмут Коль — ее первым официально избранным канцлером. В результате этого процесса, который в то время не мог состояться без согласия СССР, Советский Союз получил всего лишь 12,5 млн немецких марок на вывод своего военного контингента. Хотя вполне мог рассчитывать на более внушительную компенсацию, например, выход ФРГ из состава НАТО. Однако все произошло так, как произошло. 21 июля 1990 года разрушение Берлинской стены отозвалось в рок-н-ролльном мире грандиозным концертом «The Wall – Live in Berlin», который провел экс-лидер Pink Floid Роджер Уотерс. В новой постановке классического флойдовского шоу с созданием и разрушением стены из пенопластовых кирпичей приняли участие хор и Сводный военный оркестр Западной группы войск Советской Армии.
В это же время, в России тоже происходят всевозможные воссоединения. Музыканты переходят из группы в группу, начинают сольные карьеры, составы дробятся на несколько коллективов, и кто знает, как могла сложиться судьба группы «Браво», прими Валерий Сюткин в какой-то момент какое-нибудь из имеющихся у него тогда предложений.
Я дружил с «Секретами», хорошо знал Кинчева. Была очень смешная ситуация: когда Костя разошелся с Задерией и начал делать свою «Алису», Кинчевскую, он обратился ко мне и говорит: «А не хотел ли ты поиграть у меня на бас-гитаре?». Представляешь, был бы такой доброжелательный бас-гитарист, в контрасте хорошо. Он соображает в режиссуре, нужно создавать конфликт, конфликт всегда интересен. И он говорит: «Вт будем так работать». Так что, если бы он оказался понастойчивее… Я помню, Кутиков с Макаревичем поссорился, был момент такой. Я даже помню, мы сидели у Андрюши дома, и он то ли в шутку так сказал: «А как у нас на бас-гитарке?». Я же бас-гитарист по музыкальным пристрастиям, если инструменты брать. То есть такие были закидоны. Крис Кельми неоднократно во время «Ночного рандеву» говорил: «Давай».
Однако в вышеперечисленных коллективах творческая карьера Сюткина не пересеклась. Его постоянным местом работы стала группа «Браво». Худсовета по приему нового солиста с заслушиванием его идейно-партийной линии и последующим голосованием не было. Евгений Хавтан сразу опробовал новичка в бою, то есть на ближайшем концерте.
Когда мы поехали на гастроли, я называю их пробными, в город Сумы в августе 1990 года. Еще не было такого, что я работаю в «Браво», мы просто пробовали. Могло и не пойти, и мой уважаемый зритель мог сказать: «Нам такой вокалист не нужен». И, наверное, могло не состояться. Я на концерте все «бравовское» наследие , как то: «Король оранжевое лето», «Мне грустно и легко», «Добрый вечер, Москва», «Будь со мной», «Желтые ботинки», «Кошки». То есть я не исполнял, наверное, принципиально, только «Верю я», которая как-то ассоциируется с Жанной Хасановной, и, наверное, «Старый отель». Остальное в принципе мог. Песня «Скорый поезд» досталась мне в наследство. Это песня периода Хавтан-Осин. Это нужно было просто напеть. Все это такое, как я его называл ганстергский свинг.
Слова для этой песни написал Саша Олейников, мы с ним сотрудничали еще до сюткиновского периода. Он написал несколько песен еще для Жанны, то есть он из старой истории группы «Браво» еще пришел. Эти слова у меня держали очень долго. У меня часто так бывает, что мне приносят какие-то тексты, они лежат, а потом в какой-то момент появляются песни. Это какой-то непрогнозируемый процесс. Обычно я сначала пишу музыку, но здесь несколько другой случай. Потому что сначала были слова, а потом я написал музыку, и получился такой блюз с большим количеством духовых инструментов, в стиле 40-х годов.
Одним из важнейших условий трудоустройства нового вокалиста, по настоянию Евгения Хавтана, являлась смена его прически. Хавтан уговорил Сюткина постричь длинные волосы. Что из этого вышло можно увидеть в творческом видеонаследии группы «Браво» того времени, а если вам интересно, как выглядел длинноволосый Cюткин до смены имиджа, посмотрите старый клип на песню “Замыкая Круг”:
Справедливости ради, надо отметить, что Евгений Осин, пробыв в «Браво» немногим более года, отметился не только участием в концертах и авторством текста к песне «Звездный шейк». На самые популярные в то время песни “Добрый вечер, Москва” и “Мне грустно и легко”, участники группы «Браво» успели снять видеоклипы с участием Осина.
На песню «Мне грустно и легко» мы сняли клип. Какого-то сюжета в этом клипе не было, практически. Там была показана старая Москва, мы снимали это в центре Москвы, где полу разрушившиеся дома, где большое количество бомжей, людей, которых еще не выселили, но они, значит, должны были уже уехать, но они почему-то живут в этих домах. В Москве до сих пор сохранились какие-то такие районы, старые дома, их становится все меньше и меньше. Мы когда снимали, вокруг нас толпилось много местных алкоголиков, которые наблюдали за происходящим процессом, и которые что-то хотели от нас. И в самом финальном кадре один из них разбежался, и когда мы стоим уже все вместе, просто ударил рукой в голову Жени Осина. Это был такой финальный кадр этого клипа. Он, конечно, в клип не вошел, но на просмотре мы это видели, удар был очень сильный. Мы все разбежались, расступились, мы не поняли, что произошло. И Женя упал, мы его подняли, оттащили этого алкоголика, и поняли, что вот чего-то он хотел, но он так и не смог объяснить, что произошло. Это был такой финал этой съемки.
Возможно, именно это событие утвердило Евгения Осина в намерениях окончательно покинуть группу Браво. Через некоторое время на посту вокалиста группы его сменила Ирина Епифанова. О ее работе в «Браво» также напоминают две композиции — «Джамайка» и «Красный свет», и на одну из них, «Джамайку», был снят видеоклип.
А песня «Мне грустно и легко» впоследствии была перепета Валерием Сюткиным и закрывала собой первую сторону винилового диска «Стиляги из Москвы».
Как и «Король оранжевое лето», отношу эту песню к наиболее любимым мною. Просто этот припев волшебный: «Возможно ты на островах…». Ялта у меня сразу года 1964 года, абсолютно безоблачное будущее и отдыхающие с счастливыми лицами, попивая сидр, танцуют под эту песню. Вообще мне «Браво», когда я в нем принимал участие, все время виделось таким, никакой не рок-группой, никаким не ундеграундом, а именно таким оркестириком отечественного рок-н-ролла. Именно отечественного, потому что зерно не российское даже, а если хотите советское, в команде присутствовало. И мне было очень комфортно, потому что это я и есть. Вот этот вот парень, работающий на танцах, это я и есть. Я всю жизнь там работаю и продолжаю работать. Собственно говоря, как это ни грустно, но в то же время легко признать, это и есть причина того, что нас жизнь разлучила. А так вот я такие песни, как «Мне грустно и легко» всю жизнь бы пел.
В 1990 году в СССР появляются первые независимые радиостанции. Начинается активная разработка FM частот. Пионерами, неподвластными цензуре, становятся станции «М1» в Прибалтике, «Европа Плюс» и «Радио SNC» в Москве. Чуть позже и всего на два часа в сутки начнет своё вещание радиостанция «Эхо Москвы». Российские радиолюбители выпаивают обратно из иностранных магнитофонов самолично вставленные туда резисторы и перематывают в исходное состояние катушки, позволявшие им до этого приспособить ненужный в СССР FM-диапазон к совковому УКВ. Казалось бы, теперь-то промоушен российских исполнителей заработает с новой силой, однако русскую музыку на новых станциях практически не крутят, да и как признаются сами музыканты, в то время им это было совсем не нужно.
Мой радиослушатель, я открою тебе тайну. В 80-х годах достаточно было, чтобы тебя показали в программе «Утренняя почта» Юрия Николаева, и ты моментально становился и ты становился известным на всю страну. Я помню нашу песню «Автобус-86» моего сочинения, которую мы играли в «Зодчих». Мы исполнили, и порядок, поехали по стадионам.
“Добрый вечер, уважаемые москвичи и гости столицы” – именно так начинали в то время первые вечерние эфиры ди-джеи московских радиостанций. “Добрый вечер, Москва” – именно так называлась очередная песня «Браво», написанная Вадимом Степанцовым и Евгением Хавтаном, записанная для альбома «Стиляги из Москвы» Валерием Сюткиным, но ставшая популярной годом раньше в исполнении Евгения Осина и получившая тогда же воплощение в видео.
Мы ездили во время съемок этого клипа на старом, не знаю, даже не назову название этой машины. Но я знаю, что эта машина, она сейчас одна из самых дорогих в коллекции Московского ретро-клуба, где они коллекционируют старые автомобили. Эту машину пригнали из Германии, эта машина принадлежала чуть ли не Борману, ее подреставрировали, и мы на этой машине ездили. У машины не было гидроусилителя, естественно для того времени. И очень тяжело было крутить руль. Во время того, когда мы ездили по Москве, наш бас-гитарист Сергей Лапин, он крутил руль, а внизу сидел я или кто-то еще из музыкантов и тоже помогал крутить этот руль, чтобы поворачивать. И мы ездили как раз вот в районе Тверской и в районе, где сейчас находится Манежная площадь. На клипе видна картинка, что там нет вот этого центра, который построил Лужков, а там что-то непонятное находилось в тот момент. И вот мы туда-сюда носились, а изумленные прохожие смотрели, что это за ненормальные: ездят на машине, гремит музыка, такой старый автомобиль.
«Добрый вечер, Москва» — тоже Хавтан-Степанцов. Опять же, песня, впервые исполненная Женей Осиным. Великолепная песня, задорная, которая хоть частично напоминала, что «Браво» – московская группа. Потому что всегда считали, что мы ленинградская команда, не знаю, почему. Может, из-за «Ленинградского рок-н-ролла».
«Добрый вечер, Москва» стала первой песней группы «Браво» о родном городе. Возможно, чтобы рассеять все сомнения относительно столичной прописки коллектива, пластинку было решено назвать «Стиляги из Москвы», продолжить патриотическую линию в следующем альбоме, «Московский Бит», сделав одноименную песню, и закрепить в «Дороге в облака», включив туда кавер-версию песни Бабаджаняна «Лучший город Земли». Однако все это будет потом, а пока вернемся к «Стилягам». Где ещё кроме Москвы в конце прошлого века можно было найти стиляг?
“Трудно себе представить что-нибудь более уродливое, чем жизнь молодых людей, которых называют «стилягами». Стилягу вы узнаете по особому «стилю» в разговорах, в манерах — по кричащему костюму, нагловатому взгляду. При встрече с вами стиляга «изящным» жестом поправит ослепительно пестрый галстук и как бы невзначай щегольнет «оригинальным» перстнем. Чтобы окончательно ошеломить вас, он из коробки от заграничных сигарет вытащит самую обыкновенную сигарету «Дукат» и, доверительно склонив к вам голову с набриолиненными волосами, солидно произнесет: «Потрясная вещь!». Стиляги-девушки носят платья, до неприличия обтягивающие фигуру. Юбка — с разрезом. На губах — яркая краска. Летом на ногах — «римские» сандалеты. Прически — во вкусе «модных» иностранных киноактрис.”
Вот так в 1956 году газета “Советская Культура” описывала появившихся в те времена первых стиляг. Точно так же выглядели и вели себя поклонники группы «Браво» 35 лет спустя, однако слушали они при этом уже совсем другую музыку.
«Девчонка 16-ти лет». Женя Хавтан предложил, чтобы разнообразить нашу репертуарную политику, сыграть песню, уходящую корнями в наследие The Beatles, такая Битловская песня, скажем так. Поэтому я вспомнил, что есть такая знаменитая песня «Sweet little sixteen». Там, собственно говоря, вот «Sweet little sixteen» — зерно текста, что есть такая девушка, она ездит по штатам на все концерты. И все дальнобойщики, которые подвозят, будем надеяться, что это все порядочные ребята, знают, как ее зовут. И она такая поклонница, которая знает все рок-коллективы. Ну, наверное, он другой смысл в это вкладывал, а может, и такой. Но я решил по мотивам, грубо говоря, сделал так, что есть поклонница, я не стал связывать ее судьбу с дорожными приключениями, которая мечтает собрать все автографы.
Эта песня была первым нашим теледебютом. В октябре 1990 года был в Олимпийском концерт памяти Джона Леннона, и мы там ее исполнили. До этого момента никто, кроме меня, Жени и ребят не знал, что мы с «Браво» что-то замышляем, просто никто. Это был первый наш выход и мое представление, я был еще длинноволос, а вот уже к «Программе А», к декабрю, я подстригся.
Итак, песня «Девчонка 16 лет» стала теледебютом группы «Браво» в новом составе. Позднее именно эта песня получит еще одну телеверсию, и кто его знает, возможно, среди массовки находились тогда ни о чем не подозревавшие нынешние поклонники «Браво», или кто-нибудь из популярных в наше время звезд, сдававшие в тот момент обычные школьные экзамены и уезжающие после них на летние каникулы к морю.
А потом нас снимали еще. Она запечатлена на видеокассетах. Это съемка была в программе «До 16-ти и старше». Такая детская программа. И в школе, прямо в классе, исполнили песню. Чем знаменательна. Опять же, техперсонал «Машины времени» все время ко мне подходит с просьбой переписать эту песню. Там дочка одного из технарей в этом классе училась. И вообще мир тесен. Я вам хочу сказать, с каждым днем, как говорит Андрей Кнышев: «Замечаю, что вокруг все больше молодежи». Я так недавно сижу со своими музыкантами, подходит ко мне некто Децл, говорит: «Здравствуйте, дядя Валера, спасибо вам большое». Я говорю: «За что, дорогой мой?». Я думаю, что первый раз его в жизни вижу. Он говорит: «Что вы меня плавать научили. Помните, в 1991 году в Ялте». Тут я начинаю понимать, что Децл – сын Толмацкого. Сашку Толмацкого я знаю очень давно, с 70-х годов. Действительно, когда он был директором Газманова, мы с «Браво» где-то там пересеклись в Ялте, увидев друг друга на пляже «Жемчужина». Я его учил плавать. Было. И я понимаю, такая нелепая ситуация.
Второй, не побоимся этого слова, супермегахит с пластинки «Стиляги из Москвы», также стал визитной карточкой «Браво» сюткинского периода. Но в отличие от «Васи», который был плодом совместного творчества Хавтана и Сюткина, авторство композиции “Я – то, что надо” принадлежало одному Валерию Сюткину – и музыка и текст. Однако крестным отцом песни косвенно стал один из мэтров отечественного рок-н-рола.
Была такая группа Johny Hais jazz, мне очень нравилась. Там была песня «I wonna be a hero». Я хочу быть твоим героем, я хочу умереть за тебя. Что я делаю? Сочиняю задорный, в духе композиции Johny Hais jazz. Сидим на даче у Андрюши Макаревича, показываем друг другу какие-то задумки, я показываю ему эту песню, он говорит: «Мне не нравится категорически». Я говорю: «А почему?». «Текст не нравится. Какой-то герой». Я говорю: «Спокойно, а у вас? То герой вчерашних дней». А он говорит: «Поэтому и не нравится». Я говорю, что есть другой вариант и пою ее медленно, как она выглядит на этой пластинке. И мне показалось в тот момент, что это как-то, ну, не скромно что ли. Как не странно, Андрей мне так и сказал: «Ты сам-то понял, чего спел?». Я говорю: «Чего?». Он говорит: «Да просто супер! Совершенно другое, и не надо ничего кричать. Вот так и пой».
Режиссер этого клипа Саша Файхман, приехал из Саратова. Нам его отрекомендовала Таня Барчункова, познакомились на площадке. Моментальное совпадение: на одном языке говорим, одна категория юмора, что для меня важно. И то, что он профессионал, подчеркивает тот факт, что ныне он генпродюсер ОРТ.
Это черно-белый клип, где, собственно говоря, были использованы все прибамбасы того времени: часы с Гагариным, бритвы такие, кисточка для бритья, там все это присутствует. И такая очень интересная финальная картина: ночной клуб или бар, и перевернутые стулья, видно, что наступает рассвет, и сидит группа, играет. Красивая картинка получилась очень.
Как видно, немало знаменитых в будущем людей способствовало в 1990 году успеху группы «Браво», хотя вспомнили мы пока ещё не всех. В поддержке отечественного рок-движения поучаствовали и некоторые видные телевизионные деятели. Помимо упомянутого выше Александра Файфмана можно вспомнить Александра Любимова, проталкивающего в конце 80-х в программу «Взгляд» видео отечественных рок-команд. Кстати, Константин Эрнст снял в то время для группы «Алиса» клип «Аэробика».
Дружба Андрея Макаревича и Валерия Сюткина отразилась не только в песне “Я – то, что надо”, но и оставила свой след в одном из хитов группы «Машина Времени».
Не так давно я осознал: я ведь один из единственных текстовиков, текст которого поет «Машина времени» при живом и здравствующем Андрее Вадимовиче Макаревиче, чего я ему желаю. Правильно ведь редко. «Блюз шанхай» — песня, написанная специально для Жени Маргулиса, когда он еще был лидером «Шанхая», а он ее принес в «Машину». И сегодня честные авторские поступают на мой счет. Не каждый автор сможет, извините за выражение, впендюрить свою песню в репертуар «Машины времени», когда там есть свой собственный идеолог.
Но не забывал товарищ Сюткин писать песни и для группы «Браво». Четвертой и последней песней на пластинке с текстом нового вокалиста стала песня “Держись, пижон”. Однако стоило бы указать на обложке пластинки соавтора этой песни, господина Степанцова.
Когда речь идет о песне «Держись, пижон» надо сделать реверанс в сторону Степанцова. Мне Хавтан принес вадиковский текст о пижоне, в котором приблизительно эта идея. То, что фингал под глазом, идет с танцев побитый пижон, побили металлисты. Собственно говоря, идея, знаете, как бывает, автор сценария этой песни Вадик Степанцов. Моя задача была просто в конкретно написанную свингованую фактуру уложить эту идею, что я с присущей мне скромностью и талантом осуществил.
Таким образом, сведение альбома подходило к концу. Название альбому уже было дано, и пластинку надо было как-то оформить. Идея была найдена, и более того, она получила развитие и широкую поддержку в телеэфире, не без участия очередного знаменитого человека.
Знаменательна обложка: это фотография. Мы сделали в студии удачный, мне кажется, снимок. И отпечатали на финской бумаге, почему я акцентирую? Просто тогда все в новинку, знаете, как кока-кола в начале 80-х в связи с Олимпиадой появилась или Пепси, я уже не помню сейчас. В 90-х, когда я пришел в, уже набиравшую силы, новую программу «Музобоз», мне Ваня сказал, что мы делаем такую рубрику – «Плакат», а у меня в кармане лежит эта фотография на финской бумаге. Я сказал: «Ваня, у меня есть идея: мы встаем, вы снимаете как плакат, и вдруг мы с этой фотографии расходимся». И в этот момент я достаю из кармана эту фотографию, я говорю: «Вот эта фотография, мы будем расходиться из нее». Когда он ее увидел, он сразу сказал: «Снимаем сегодня в шесть, всех собирай». И этот эфирчик, вот этого плаката «Браво», то есть он нам сделал неслыханный промоушн.
В последний момент Евгений Хавтан решает включить в альбом кавер-версию старой песни “Черный Кот”, написанную на заре становления движения стиляг в Советском Союзе. Песня отлично характеризует настроение альбома и в то же время отражает главную идею стиля группы «Браво» вообще.
«Черный кот»? Что тут говорить? Песня, которую по праву можно назвать твистом времен и народов. «Черный кот» написан Юрием Саульским и Михаилом Таничем. Разные даты есть: кто-то говорит 1964 год, кто-то говорит 1965 год. Но первым исполнителем этой песни была даже не Тамара Миансарова, а другая женщина, но Миансарова впервые ее озвучила на радио, и именно с ее голосом эта песня стала популярна. Их склоняли за эту песню, называли верхом безвкусицы. Но что может быть лучше, чем время? Эта песня, победившая время.
Мне кажется, что это то наследие советского времени, которое несет в себе колоссальную энергетику в музыке 60-х. Это твист, сделанный мелодично. Женя ее так утяжелил с «Браво». Я, опять же, считаю, что эта песня, исполняемая еще Жанной в свое время, такая золотой фонд «Браво».
Я очень хорошо помню эти песни, как они звучали во время каких-то дней рождений, вечеринок, которые были дома у родителей. И это звучало на виниловых пластинках, и эта песня была очень популярная в тот момент. Это была просто культовая песня 60-х годов. И мне почему-то захотелось ее сделать и перепеть.
В конце 1990 года пластинка попадает на прилавки страны и моментально раскупается. «Стиляги из Москвы» становится одним из самых продаваемых дисков группы «Браво». Следующий, 1991 год становится самым насыщенным в концертной деятельности команды. Коллектив дает бешеное количество концертов, собирает стадионы и объезжает всю страну вдоль и поперёк. И все концерты начинаются с инструментального произведения “На танцплощадке”, предвосхищавшего выход солиста на сцену, который был помещён на диск «Стиляги из Москвы» самым последним треком.
Вот «Стиляги из Москвы» — это никакая не работа. Это не то, что там нужно песню сочинить. Это просто вот берется из воздуха. Мы поймали такой кураж на этом альбоме, когда мы в 1990 году собрались, а весной 1991 собирали с треском любой стадион уже. С такой скоростью это было! Это такое прям возрождение было. Мы попали в десятку, что говорится, по 10 бальной системе. И вот это вдохновение, плюс точное попадание, вообще понимание, чего мы хотим. Вот эта армия стиляг, которая начала ездить за нами к началу 1991 года, она стимулировала колоссально, конечно.
Впереди музыкантов ожидали новые альбомы, работа над первыми в истории группы синглами и ремиксами, огромный тур к 10-летию творческой деятельности, очередная смена состава и безумная коллекция оранжевых галстуков. Но это уже совсем другая история.