{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
НАШЕ Радио в Москве теперь вещает на 101.8 FM
Крематорий
Живые и мертвые (1988)

1989 год

  • Тонет подводная лодка “Комсомолец”
  • В СССР проходит всесоюзная перепись населения.
  • Пол Маккартни записывает альбом Back in the USSR, выпущенный только в Советском Союзе.
  • Заканчивается вывод советских войск из Афганистана
  • В Москве в телеэфир выходит «программа А», а в Ленинграде “600 секунд” и “пятое колесо”.
  • Впервые в СССР проходят гастроли группы Pink Floyd.

Набор следующих событий 1989 года может показаться несколько странным, однако он имеет непосредственное влияние на альбом, который мы представляем. Именно с 1989 года начинается постепенный развал советской империи: о своем суверенитете впервые заявляют Литва, Латвия, Армения и Азербайджан. Возникают первые военные конфликты в Грузии, Югославии, Чехословакии и Румынии.

По всей социалистической Европе проходят политические демонстрации. Некоторые из них приведут впоследствии к дроблению и исчезновению стран, некоторые — к смене политических режимов и государственных строев. В Америке проходит инаугурация 41- го президента США Джорджа Буша, а Чили после президентских выборов навсегда прощается с диктатурой Аугусто Пиночета. 

В 1989 году умирают Сальвадор Дали, император Японии Хирохито, дирижер Герберт фон Караян, академик Андрей Дмитриевич Сахаров. В Румынии по приговору военного трибунала расстреливают бывшего президента страны Николае Чаушеску. Михаил Сергеевич Горбачев встречается в Ватикане с Иоаном Павлом вторым, а католическая церковь добивается запрещения порнографии в средствах массовой информации.

В видеосалонах и кинотеатрах Советского союза с огромным успехом идут снятые в прошлом году “Маленькая Вера” и “Интердевочка”. На фоне всех этих событий московская группа «Крематорий» выпускает свой первый виниловый диск “Живые и Мертвые”, который получается своеобразным сборником песен группы за все время творчества.

Армен Сергеевич Григорян – основатель и бессменный лидер группы «Крематорий». Поэт и музыкант. В 1974 году собрал свою первую группу «Черные Пятна». Текст первой песни был извлечен из учебника английского языка. Последующие тексты особого смысла не имели, так как состояли из случайного набора иностранных фраз. При трансформации группы «Черные Пятна» в группу «Крематорий» от этой концепции отказались. 

Самое главное, конечно, то, что мы не мечтали, что у нас когда-нибудь будут выходить пластинки. И вот подержать в руке пластинку, это было таким приближением к храму великих, когда мы держали The Beatles, The Rolling Stones … И вдруг там своя собственная пластинка. То есть по тем временам, конечно, это было такое серьёзное продвижение. Во-первых, мы утвердились как электрическая группа, потому что до этого почему –то был такой стереотип, что «Крематорий» — чисто акустическая команда. И у нас начались гастроли.

После удачной “Комы”, выпущенной в 88-м, группа заявила о себе с новой силой. Напомним, что «Кома» стала первым альбомом «Крематория», записанным профессионально, с хорошим студийным звучанием. Продолжением успеха стало предложение Андрея Тропилло выпустить виниловую пластинку на фирме “Мелодия.” Материала было немало, но это были либо акустические версии, либо песни, записанные не очень качественно. На предложение Тропилло всё заново переиграть и пересвести музыканты ответили согласием и выслали демо на питерский филиал фирмы «Мелодия», где Тропилло и работал в должности ген. директора. Кстати, Армену Григоряну уже приходилось раньше сталкиваться с «Мелодией», правда, с её московским отделением.

Я пришёл по приглашению как раз нашего московского отделения «Мелодия», к некой даме, по имени, я запомнил имя, Ольга Глушкова. И я сидел в очереди. И в очереди, среди прочих, была певица, почему-то мне запомнилось, Валентина Толкунова. Она радостно вышла, я зашёл следом, Ольга Глушкова, сразу же с порога мне сказала: «Ваши песни о сексе и смертоубийствах никогда не будут выходить на фирме «Мелодия», только через мой труп». И естественно, вот этот труп через некоторое время нарисовался, конечно, не в лице Ольги Глушковой, но в лице самой фирмы «Мелодия». 

С питерской «Мелодией» все было гораздо проще, так как Тропилло, записавший к тому времени «Аквариум», «Алису», «Кино», «Ноль» и ещё ряд знаменитых коллективов, разговаривал с музыкантами на одном языке. Открыть пластинку “Живые и мертвые” вполне концептуально было доверено песне, уже издававшейся дважды. Первый раз в 1983 году на альбоме “Винные Мемуары” и годом позже на альбоме “Крематорий-2”.

Вообще, «Крематорий» — песня, которая переиздавалась рекордное количество раз, раз девять наверно. С чем это связано, я не знаю, но вот я посчитал, что она переигрывалась девять раз от акустической до электрической версии. Но в альбом она вошла как в ворота… Тропилло просто попросил, чтоб обязательно первая песня была «Крематорий», чтоб она была узнаваемой, чтоб это были, значит, вот ворота в этот ад- «Крематорий», как он тогда думал.

Да, мрачноватым получилось вступление к первому в истории группы «Крематорий» сборнику песен. Но никак иначе его и нельзя было начать. Положение обязывало. Но в остальном диск был напрочь лишен какой бы то ни было концептуальности, в отличие от номерных альбомов группы. 

После выхода «Комы» в конце 88 года в составе группы произошли кардинальные изменения. Из старого состава остались только сам Григорян и скрипач Михаил Россовский. Для работы над сборником первым делом заменили легендарный ритм-бокс Кондратьева, собранный из отечественного калькулятора, на живые барабаны. Так в группе появился Андрей Сараев. В детстве он был вратарем в хоккейной команде, и однажды на тренировке ему в голову попала шайба, а следом влетела еще одна. Как гласит предание, через несколько дней Андрей увлекся музыкой, и с тех пор его любимейшим барабанным приемом стал форшлаг: два удара подряд. 

На место бас-гитариста был приглашен Сергей Третьяков. Его творческая биография началась в свердловском Доме Пионеров вместе с Андреем Коломейцем из группы «Настя» и Егором Белкиным из «Наутилуса». Потом Сергей поступил в музыкальное училище и стал работать в ансамбле, который частенько играл на похоронах. Теперь он очень гордится тем, что проводил в последний путь семьдесят три человека. 

Однако на альбоме “Живые и Мертвые” все же нашлась песня, которая была перезаписана без новых музыкантов и сохранила свой первозданный вид. 

Да, «Сексуальная кошка» осталась такой акустической версией и, на мой взгляд, тоже на этом альбоме самое такое тёплое исполнение. Всё-таки нужно отметить, что помимо всех, о которых я сказал, в группе ещё был Михаил Россовский, а, собственно говоря, когда мы переходили к записи «Живых и Мёртвых», то нам нужно было, конечно, избавиться от музыкантов, которые были до того, и пришлось это делать достаточно грубо, но другого просто выхода не было. И мы с Мишей остались, в общем-то, вдвоём, то есть, можно сказать, что мы ушли из «Крематория». И Миша забрал свою скрипку, а я забрал свои песни. И вот, его влияние было огромным, я думаю, что в этой песне, как, впрочем, и в «Мусорном ветре», вот эта Мишкина гениальность. Всегда, когда её слушаю, я почему — то вспоминаю Михаила Россовского, не ту сексуальную кошку, а именно Россовского, потому что он способствовал во многом минимальными средствами достижения этого образа и картинки, хотя играет там только скрипка и гитара. А что касается самой «кошки», то это как раз песня о питерских женщинах, они очень такие льдистые, холодные, но если их немножко разогреть, то в них просыпается такая «тайная бездна», и они превращаются в совершенно жарких африканских дам. Собственно говоря, вот такие женщины нам попадались почему — то в Питере, я до сих пор вспоминаю одну женщину, которая в общем-то открыла нам Питер, с совершенно другой стороны, то есть она нас водила по местам Достоевского. Мы увидели Питер с другой стороны, не с фасада. И больше всего запомнилась, её квартира, потому что была типичная питерская квартира, с какими-то конечно, не очень понятными нам москвичам, проблемами. 

«Сексуальная Кошка» была впервые записана «Крематорием» в 1985 году для альбома «Иллюзорный мир» и называлась на английский манер «Sexy Cat». В 1988 году именно она стала одним из двух камней преткновения между группой и звукозаписывающей фирмой «Мелодия». Музыкантов попросили изменить название на просто “Кошка”, что и было сделано. Историческая справедливость была восстановлена только в 1994 году, когда альбом «Живые и Мертвые» переиздавался на CD.

В августе 89-го жители Литвы, Латвии и Эстонии образовали живую, 650 километровую цепь через всю территорию Прибалтики, протестуя против пакта “Молотова — Риббентропа”, заключенного в 1939 году. Демонстранты требовали, чтобы прибалтийским странам вернули незаконно отнятую государственность. Между тем, один из комитетов Верховного Совета ССР квалифицировал советско-германский пакт как “международное преступление”. Возглавили движение за национальную независимость прибалтийские народные фронты. Через год Литва, Латвия и Эстония добьются своего. Одним из неприятных последствий этого станет отрезанная от всей России Калининградская область. И с каждым годом российским гражданам станет все сложнее и сложнее преодолевать всевозможные бюрократические, визовые и санитарные заслоны новой Литвы по пути в Калининград. Однако Крематорий успеет посетить город еще до этих событий. 

1989 год стал для группы «Крематорий» концертным. Первое серьезное гастрольное предложение музыканты получили ещё в 1988 из Воронежа. С тех пор этот город стал своеобразным талисманом группы, и все свои большие гастрольные туры музыканты начинают именно с этого города. А после Воронежа настала очередь и Калининграда, где крематорцы познакомились с группой “Комитет Охраны Тепла” и дали несколько совместных феерических концертов.

Перфоманс был у них там, я уже не помню сейчас, как клуб назывался, но там было тоже очень смешно. По-моему, батюшка выступал, потом представитель немецкой диаспоры, потом девушка на арфе играла… Я никак не могу запомнить, сколько в арфе струн, хотя она тогда точно назвала. Гвоздем программы были не мы с «Комитетом тепла», гвоздем программы была девушка, которая показывала секс. Девушка, мы с ней долго ещё сидели после концерта, тогда это было очень серьёзно, то есть это был буквально запад, то есть мы увидели настоящее представление – стриптиз. Хотя всё загасили, а когда девушка снимала последнее – свет вообще погас, и в зале все стали улюлюкать, потому что все собственно этого и ждали. А девушка потом подняла стыдливо свои одеяния и убежала за кулисы.

К гастрольной деятельности и к работе над альбомом был также привлечен гитарист Дмитрий Куликов, который спустя 3 года уйдет в группу “Бахыт-компот”, а ещё позже начнет сотрудничать с тем самым “Комитетом Охраны Тепла”. Ещё до окончательного прихода в «Крематорий», Дмитрий сосватает ему своего друга, саксофониста Александра Куницына. На самом деле, Куницын окажется мультиинструменталистом-самоучкой, и долгое время, до появления Третьякова, будет играть на бас-гитаре. Самым знаковым номером с его участием станет новая версия песни “Аутсайдер” с альбома 84 года “Крематорий -2”

Песня была только в акустическом варианте, и Александр Куницын сыграл здесь на саксофоне, и она стала той песней, которая, можно сказать, является результатом творчества всех музыкантов. Потому что аранжировку в этой песне делали все. И, в общем-то, поэтому, наверное, она получилась такая немножко выпадающая из крематорского саунда, может быть, за счёт саксофона. 

А, кстати говоря, фраза про цирроз, она как раз возникла, когда я однажды вернулся с гастролей, и моя мама спросила: «А сколько ты заработал на этих гастролях?». А так как тогда все гастроли проходили очень бурно, и мы угощали всех наших любителей. И, собственно говоря, я привёз с собой всего 25 рублей, хотя гастроли были длительные. Я сказал: «Мама, я привёз всего 25 рублей». И мама мне сказала: «И ещё все признаки цирроза печени».

Вот, что касается «Аутсайдера», у нас была такая квартирка, мы ходили туда на посиделки. И жил там человек, который, наверное, был гением, потому что те картины, которые он рисовал… Вплоть до того, что, когда у него кончились деньги на холсты, он стал рисовать у себя на стенах, и я думал, что это было очень серьёзно, потому что действительно человек был талантлив до неузнаваемости. Но образ жизни был, конечно, такой очень сложный. И как-то совместилось так, что я написал песню о нем, но не стал давать имя собственное, это просто человек, который добровольно заковал себя в цепи лени и полной социальной тишины. То есть он себя абсолютно никак не мог продвинуть никуда, хотя был очень талантлив. 

На самом деле, творчество «Крематория» очень тесно связано с миром художников. Они оформляли альбомы группы, писали картины по мотивам песен Григоряна и сами часто становились персонажами его песен.

Я старался сделать собирательный образ в этой песне, то есть я рассказал вам об одном человеке, но у нас было очень много знакомых среди художников. И, наверно, эта песня как раз о художниках, собственно говоря. Очень много картин, которые потом нам дарили, а это продолжается в течение 20 лет, были написаны по темам песен. И больше всего написано на песню «Клаустрофобия» почему-то. И вот «Аутсайдер». Они как-то пытались выбрать, потому что художником быть очень сложно, тогда не существовало никаких выставок серьёзных, никто их не покупал эти картины… Они у нас висят все в студии, там у нас Версаль такой небольшой. И картины эти охватывают как-раз весь этот период, там даже есть, скажем, одна картина, которую мне подарил мальчик из Чернобыля. Я думаю, что сейчас его уже нет в живых, был, тогда уже болен очень. Ну, в общем, это как бы история группы в рисунках.  

Над альбомом “Живые и Мертвые” музыканты работали со звукорежиссером студии Горького Николаем Шестовым. Впервые судьба свела его с группой во время работы над альбомом «Кома». Шестов работал с музыкантами бесплатно, считая, что в них есть «живая кровь». Он был большим профессионалом, записывал симфонические оркестры, джазовые диксиленды и делал саундтреки к кинофильмам. Кроме того, в свое время он работал дирижером, поэтому спуску музыкантам не давал. Участие его в записи «Комы» объяснялось желанием поэкспериментировать с новым оборудованием, а участие в записи “Живых и Мертвых” — желанием закрепить пройденное. А группа «Крематорий» благодаря Шестову впервые стала работать в студии «по-взрослому». До этого, по воспоминаниям Григоряна, все сессии представляли из себя дикие попойки и проходили по формуле «глотнул – записал – упал – проснулся – глотнул — записал». 

В 89 году на конкурсе журнала «Аврора», который организовал Александр Житинский, «Кому» признали одним из лучших магнитоальбомов 88-го года, и группу пригласили в Питер на фестиваль победителей. По задумке, он должен был представлять собой нечто вроде отечественного Вудстока.

Что происходило на фестивале первые три дня, музыканты узнавали потом со слов очевидцев, поскольку в буфете гостиницы продавали пиво. На четвертый день, после звонка возмущенной супруги Житинского, группа все-таки решилась явить себя народу. И, закупив по пути несколько бутылок вина, победители отправились за наградами. Несмотря на прекрасную погоду и отличный портвейн крематорцы умудрились не только получить награду, но и выступить с концертной программой.

Именно тогда музыканты впервые ощутили на себе душевность питерской публики, да еще и Андрей Тропилло постарался, предложив группе записать первую в ее жизни виниловую пластинку именно в Ленинграде.

А одной из первых для нового диска была перезаписана песня «Лепрозорий» из альбома 84 года “Крематорий -2”

По-моему, в начале 80-х она была написана и исполнялась исключительно в акустическом варианте. Когда появились музыканты, мы вот сделали такую электрическую версию, добавили туда саксофон.  И до сих пор мне кажется, что эта версия, которая была сделана на этом альбоме — самая лучшая. Потому что все, что мыделали потом, конечно это были перепёлки. Иногда это была прихоть выпускающих компаний, то есть всё делалось не с душой, но в этом альбоме всё было сделано, как мы хотели, потому что был энтузиазм, мы хотели сделать как можно лучше и вот эта версия самая хорошая.

Тте, кто трактует наши песни и, насколько я знаю, их большинство, предпочитают, видеть в ней такой духовный Лепрозорий. То есть люди, которые больны проказой, это не кожная проказа, а душевная. Но я слышал и другие версии, например,слова «о галантной леди», «разверни свой бульдозер», «зачерпни эту землю», «мы заложим фундамент». Один мальчик, достаточно интеллигентный, рассказывал, что эта песня о сексе. То есть об обращение к девушке. Я дальше не буду говорить, просто пошлость какая-то получается, то есть я сталкивался и с такой трактовкой, которая просто никуда так сказать для нормального человека с нормальной психикой просто не в какие ворота не лезет.

Тексты Григоряна помимо своей иносказательности и скрытого смысла всегда содержали огромное количество собственных имен, которые для неподготовленного человека на слух воспринимались весьма сложно. Например, строчка “безголовые дети Вакха и Венеры” вызывала множество вопросов.

Действительно задавался вопрос: «Кто такой Вакх?». Только сначала «Кто такой Вах?». Мы иногда отвечали в шутку, что это грузинский князь. Но на самом деле через некоторое время все заглянули в словари и поняли, что такое Вакх и кто такая Венера.

Для тех, кому лень лезть за словарем, сообщаем, что Вакх — это римский бог виноделия, а Венера в римской мифологии первоначально считалась богиней весны и садов, а впоследствии отождествлялась с греческой богиней Афродитой и почиталась как богиня любви и красоты. А вот про Содом и Гоморру, любезные, читайте сами.

В конце 88 года на президентских выборах в Америке победу одерживает кандидат от республиканской партии, вице-президент в администрации Рейгана, Джордж Буш. Он получает 54% голосов избирателей, против 46% за кандидата от демократической партии Майкла Дукакиса. Однако на проходивших параллельно выборах в конгресс демократы наоборот укрепляют свои позиции. 

В это же время «Крематорий» на пластинке «Кома» публикует песню «Африка», строчка из которой про негров впоследствии осложнит Армену Григоряну въезд в США. В 89 году, кстати, политкорректность в Америке выйдет на новый уровень – губернатором штата Виржиния, традиционно считавшимся одним из центров расизма, впервые станет негр Дуглас Уайлдер. Но первые гастроли по Америке у музыкантов ещё впереди, хотя в дальнейшем ездить туда они будут очень часто, а в 89 году музыканты решают ограничить свои выступления на больших открытых площадках типа стадионов.

После того, как вышли «Живые и Мёртвые», и та гастрольная деятельность, которая началась, она была, конечно, в основном стадионной, то есть мы дошли до стадионов, но тогда вовремя поняли, что весь «Крематорий» в стадион не уместить, то есть играть на стадионе акустические песни, было очень неприятною И мы потом вовремя, в общем-то, и остановились. Я считаю, что для нашего концерта, сольного, чтоб показать всё палитру, стадионы просто не нужны.

В Америке музыканты играли в основном для русскоязычной публики, и её вполне хватало, чтобы заполнять столь полюбившиеся музыкантам маленькие залы с совковой, квартирной атмосферой. А для альбома “Живые и Мертвые” они решили переиграть песню 86 года “Америка”, правда, никакого отношения к самой Америке не имеющую. 

Можно, конечно, было спеть «Россия, Россия», но тогда было тогда в лоб, прямо как топором, но тут был отход и небольшая пища для ума, потому что, что там описано в песни, конечно к «Америке» не имеет никакого отношения и потом ещё всё-таки это такого явления, как квартирные концерты, там конечно, нет. И не было, наверное, никогда? Это чисто российское изобретение, потому что оно было связано с запретами выступления групп и вот пошли по такому пути. И вот здесь может быть даже как раз и описание квартиры, флэта. Примерно в такие квартиры были, когда мы давали вот эти вот флэтовые концерты.

Каждая из строчек это эпизод из жизни, и она абстрактна так же как рассказы Эжэн Ионеску, то есть тут не надо искать ни поэзии, ни какого-то высокого искусства, потому что положена она на гармонию русской частушки, слова припева совершенно не напоминают «Америку», а просто вот написаны о той самой жизни, которую вели наши друзья в то время. Почему-то многие пытались возвести её в ранг поэзии, хотя там этого и в помине нет. Мозаика, которая состоит из массы стёклышек и, в конце концов, у вас получается картина абсурда.

И еще немного абсурда. Основной источник дохода группы в конце 80-х – гастрольная деятельность – не был единственным. В 88 году Григоряну предложили сочинить песни для детской телевикторины и за отдельную плату поучаствовать в съемках. Соблазн был велик, и отказаться не было моральных сил. За несколько съемочных дней музыканты успели побывать мушкетерами и даже подраться друг с другом на дуэли. Причем, бравые мушкетерские песни звучали в эфире не один раз: викторина была разбита на три части и все три сопровождались записанной «Крематорием» звуковой дорожкой. Название группы в детской программе, по понятным причинам, не афишировалось. А немного позже у музыкантов появилась заманчивая возможность сняться в рекламе часов «Электроника-5». Группа только-только вернулось с юга, и с деньгами было туговато. Григорян без труда изобразил рекламную песенку, головы музыкантов увенчали средневековыми париками, запястья — часами минского завода и показали все это по московскому телеканалу.

В мае 1989 Армянская Советская Социалистическая Республика – она еще называлась именно так – объявляет о своем суверенитете. В наследство новоиспеченной республике досталась масса проблем. Города Ленинакан и Спитак до сих пор лежали в развалинах после декабрьского землетрясения. Кстати, то, что осталось от Ленинакана, в 89-м переименовали в Гюмри…

Еще более острой была проблема взаимоотношения армян и азербайджанцев. Камнем преткновения стала автономная область Нагорный Карабах в Азербайджане, основное население которой составляли армяне. Карабах требовал присоединения к Армении. Точную картину того, что происходило в те дни в Армении и Азербайджане, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Официальная пресса тщательно фильтровала всю информацию с Кавказа, а воюющим сторонам в этом конфликте доверять сложно – у каждой из них своя правда, и для обеих сторон это до сих пор самая больная тема. Поэтому в детали и по сей день влезать рискованно. Одна из немногих обнародованных цифр – это 220 000 армян, ставших беженцами. Надо сказать, что многовековая рознь между соседними народами всегда подогревалась религиозными различиями. Жители Азербайджана исповедовали ислам, в то время как армяне уже 1700 лет назад приняли христианство. Положение Армении всегда было своеобразным: с одной стороны, она была одним из форпостов христианского мира на мусульманском Востоке, с другой – армянское христианство заметно отличалось от православия Византии, Руси и Грузии. Поэтому армянам зачастую приходилось держать удар в одиночку.

Впрочем, и они нередко переходили в наступление. Так, в 1257 году армяне вступили в союз с монголо-татарами и разорили Багдад, взяв дворец халифа. Через без малого двести лет христианская Византийская империя была уничтожена султаном Мехмедом Вторым – и армянам пришлось считаться с Османской империей.

Уже в начале ХХ века, в 1915 году, турецкие армяне стали жертвами чудовищной резни. Сама Турция, кстати, до сих пор отказывается признать факт геноцида. Однако армяне всего мира по сей день помнят эту страшнейшую страницу истории своего народа. Среди переживших трагедию была и бабушка Армена Григоряна. Ей он посвятил следующую песню – гимн некоего сообщества, одним из руководителей которого он якобы и является.

Я думаю, что это общество ещё насчитывает миллионов 10. Я как один из руководителей общества за возвращение Византии в её исторические пределы, жду пока это произойдёт, и тогда я съезжу не в Стамбуле, а в Константинополь, с большим удовольствием.

«Себастия» — это город Западной Армении. Моя бабушка родом из Событий и, к сожалению, она пережила вот турецкий геноцид, и маленькой девочкой бежала из этого города, её спас английский офицер. И я как-то хотел, вот сделать, во-первых, песню, посвящённую бабушке, а во-вторых мне было интересно заниматься миксом разных культур. Как в ней, так и в «Безобразной Эльзе» раньше, в общем-то армянские какие-то мотивы существуют, то есть я их стилизовал, хотя их не узнают люди, но в общем-то это всё… В общем, зов крови, короче.  

У этой песни есть и второе название — “Эльдорадо”, выступающее тут как синоним Себастии.

Когда вы теряете что-то, то вы понимаете, что Эльдорадо было не за горами, Эльдорадо было вот у вас под ногами, но нужно, наверное, потерять, чтоб это понять.

Кстати, «Себастия» была одной из немногих песен группы, которая была переведена на английский язык. Видимо, как раз для лучшего усваивания материала Западной публикой. Но записей этого варианта никогда не существовало, хотя желание перевести песни «Крематория» возникало у многих.

Когда у меня брал интервью один датский журналист, он напоследок сказал мне: «Вот, вы, пока вы будите петь по-русски, у вас не будет успеха на Западе». Он сказал, что язык у вас запорожский. Я сказал: «Почему?». Он мне сказал: «Вот кто-нибудь из иностранцев сможет произнести слово — вываливающееся?».

Главным достижением обложки альбома «Живые и мертвые» стала фотография на лицевой стороне, которая отправляла слушателей в историю мировой рок-музыки — аналогичный сюжет присутствовал на диске T.REX «Slider». А в григорянской голове идея оформления пластинки возникла после просмотра фильма “О, Счастливчик”.

В одном из кадров на дальнем плане была афиша группы T.REX. Вся афиша состояла из голов Марка Болана. И Павлов предложил сделать, в виду, не знаю схожести какой-то, но он предложил сделать голову и очки, на одном глазу было написано «Живые», на другом «Мертвые», как-то стильно сделано. И ещё был конечно крайне смешной случай, когда позвонила жена Александра Николаевича Житинского, Лена и сказала, что она узнала вот на заводе, что пластинка вот приедет в магазин, который находится не далеко от нашей гостиницы. Мы естественно всей командой отправились в этот магазин. И когда мы шли по дороге, то картина была такая как из Босха, то есть шли люди и каждый нёс вот подмышкой, в руках мою голову. Но самое смешное потом, что мы подошли к магазину, и решили насладиться этой ситуацией, потому что, ну красиво, когда из магазина выходят и тащат «Крематорий». Мы постояли, попили пива и когда зашли, значит, в магазин, я спросил у продавщицы, там мы хотели бы «Крематорий» приобрести. Она сказала: «Всё уже распродано». И мы страшно, в общем-то, расстроились, но к нам подбежал такой молодой человек и сказал: «Что вы интересуетесь «Крематорием», у меня есть». И мы у него купили, конечно, не по той цене, что в магазине. Вот, спекулянт этот был страшно доволен, да собственно мы тоже.

Обратная сторона пластинки была заполнена комиксами Сергея Павлова по мотивам песен альбома. Как мы уже говорили выше, первым условием выхода пластинки было превращение «Сексуальной кошки» в просто «Кошку». Второе изменение в альбоме, на котором настаивала выпускающая фирма, было более болезненным. Он касалось текстов одной из знаковых песен «Крематория».

И в песне «Таня» уже записанной, попросили всё-таки поменять «мудил» на что-нибудь другое. И мы это сделали очень просто, потому что вступление к песни акустическое, мы быстро записали, мудилы стали тупицами, то есть рыл — мудил, поменяли на лиц — тупиц.

Впервые песня «Таня» увидела свет на дебютном альбоме Крематория “Винные Мемуары”, и отчасти поэтому отношение к ней у Григоряна было более чем трепетное. И в старом варианте 83-го года, и в новом, 89-го, звучит гитара Евгения (Джона) Хомякова, который очень кстати вернулся в группу.

В акустике у неё была какая-то такая ностальгия, а электричество уводило немножко в более такоё весёлый вариант, как бы в дискотеку больше.  Поэтому сейчас, когда мы иногда играем эту песню и зал танцует, то становится жутковато, потому что, если вслушаться в текст, то танцуют они совершенно под могильные звуки.

Caption

У «Тани», естественно был прообраз, он первый мой сексуальный опыт, серьёзный, был с девушкой, которая была старше меня на 10 лет, чего и всем советую, молодым, и в том числе и собственному сыну. Потому что это очень правильно и более того, как любая женщина, она, конечно, была ещё и воспитателем. Это к сожалению, в каждой женщине сидит. Я с удовольствием принимал её командование, и во многом она определила расширение моего музыкального вкуса. И я счёл необходимым, как раз, перечислить те группы, которые пришли от неё. 

Все эти Тани, Эльзы и прочие сексуальные кошки были, конечно, очаровательными подругами, но ни одну из них нельзя было представить в роли жены или матери. В 1988 году Армен Григорян впервые женится, а через год после выхода альбома “Живые и Мертвые” у него рождается первый ребенок. Мальчику, родившемуся в один день с Гитлером, дают имя Грегор. Если у Грегора Григоряна когда-нибудь тоже появится сын, то очень по-крематорски будет назвать и его Грегором, и тогда его имя будет звучать как Григорян Грегор Грегоревич.                

Изначально для диска были отобраны пятнадцать песен. Одна из них потом не была включена в виниловый вариант альбома по просьбе музыкантов, а вторая не попала в него по так и не выясненным причинам. Обе они были опубликованы только в 94-м, при переиздании “Живых и Мертвых” на CD.  Но и из тринадцати песен, вошедших в виниловую пластинку, три перезаписать не удалось. 

Вот три песни из-за того, что как раз кончилось время записи, и собственно мы не могли оплачивать. Мы взяли напрямую из «Комы». Время пластинки должно быть определённым, у нас просто не хватало там, по-моему, семи минут. И мы решили просто взять три песни, и так тупо вложили сюда.

Эти три песни, плюс еще две, записанные заново, были из альбома “Кома”: его представительство на сборнике “Живые и Мертвые” было самым внушительным. Оно и понятно. Как минимум без четырех из этих пяти до сих пор невозможно представить ни один концерт Крематория.

«Кондратий» действительно очень как-то далеко ушёл, потому что мы его уже давно не видели и никаких выходов на нас тоже не происходит. Я даже не знаю где он. Он действительно потерялся и не понятно где он.  К сожалению, песня оказалась пророческой.

Кстати, не многие знают, что на песню «Кондратий» группа «Крематорий» снял свой самый первый видеоклип, который, к сожалению, мало кто видел. Он был снят Соней Сапроновой с политической подоплекой: в нем Кондратий внешне очень напоминал Ленина.

А, здесь, по-моему, мы просто убрали женские бэк-вокалы и насколько я понимаю, упростили скрипичную аранжировку. Если там играло, по-моему, три или четыре скрипочки, то здесь она, по-моему, одна, а может быть две.

Клип на «Мусорный ветер» собирались концептуально проиллюстрировать кадрами исторической хроники. Но ее просто не успели подготовить к монтажу, и оплаченные часы в монтажной студии чуть не пропали. Чтобы не сорвать окончательно съемки клипа, Григорян с Кондратием провели инвентаризацию близлежащих полок и включили в клип все, что им попалось под руку.

«Безобразная Эльза» на втором месте по количеству изданий, она растёт вместе с нами. Я вот сейчас думаю, если мы всё-таки будем устраивать концерт нашего сводного хора, хора «Всемирного общества людей кремации армреслинга», то обязательно мы споём «нам по 20 всего». Да потому, что она стала уже как хвост у группы. Как бумеранг, каждый раз, когда куда-нибудь пытаешься закинуть, она возвращается обратно.  И наверно, мы её будем петь, если доживём. И в 60 лет, и в 70 лет, наши дети будут возить нас на колясочках инвалидных, и мы будем петь: «Нам по 70 лет!». 

В подвале, под кодовым названием “Яма”, где и работала официанткой Эльза, собиралась очень разношерстная публика. Бывали там и писатели, и музыканты, и художники, и уголовники. Один авторитет по имени Кардинал даже предлагал свою помощь группе «Крематорий». Хотел устроить в Яме их концерт. Но до осуществления этой затеи дело не дошло — Кардинала посадили. 

Изначально трек носил название “Хаббибулин”. Но художник, оформлявший пластинку, решил, что и одной буквы «б» будет достаточно. С его же легкой руки трек стал называться “Эй, Хабибулин”.

А Андрей Веденеев, он же Хабибулин, живет там же, где и раньше, на “Речном вокзале”, и время от времени Григорян встречает его на улице.

 Я с ним периодически встречаюсь, но я удивляюсь, это как Мик Джаггер, просто какой-то физиологический феномен. То есть оставаться таким, каким он был 20 лет назад до сих пор, абсолютно не меняясь не внешне, не в своих повадках, это вообще-то очень сложно. Потому, что всё-таки люди должны меняться, он как заспиртованный всё равно. И, конечно, если вы гуляете с детьми, то лучше к нему близко не подходить.

На треке “Харе Рама” отчетливо слышны щелчки, характерные для запиленного диска. На самом деле, этот побочный эффект дает сломавшаяся драм-машинка Кондратия.

Caption

«Харе Рама» тоже, по-моему, я сейчас не помню точно, но, по-моему, без вокала, то есть мы постарались минимизировать. Да, то есть убирать то, что было там. То, что было характерно для «Комы», но, к сожалению, это было сделано вынуждено. Потому, что другого варианта у нас не было.

В 1989 году, за несколько лет до правительственной шоковой терапии, Советский Союз подвергся массированной психотерапии. Миллионы людей усаживались вечерами у экранов телевизоров для приема у “доктора Кашпировского”, или устанавливали по утрам около тех же телевизоров 3х литровые банки с водой и все имеющиеся в доме ёмкости для зарядки положительной энергией Алана Чумака. Билеты на “живые” выступления этих врачей распределялись по партийным кассам, а цена на них у спекулянтов иногда приравнивалась к стоимости автомобиля. Через некоторое время страна разделилась на два фанатских лагеря, а ещё через несколько лет страну захлестнули такие события, что людям стало настолько не до заряженных тазиков и зарубцовывающихся шрамов, что Кашпировский с Чумаком оказались в ряду популярных анекдотичных персонажей. 

Как-то раз музыкантам «Крематория» крупно повезло: им удалось пересечься на гастролях с одним из эскулапов перестроечной эпохи.

Я однажды на телевизионные передаче встретился с Чумаком. Милейший человек, мы пили коньяк, но потом он вышел, начал что-то там колобродить руками. Каждый, наверное, делает свой бизнес по-своему, и если он смог сделать себе хороший пиар, собирать большую толпу, то флаг ему в руки. Нет, коньяк он не заряжал. Просто нормальный человек, который как артист. Разговариваешь с ним за кулисами, потом он вышел на сцену и преобразился.

Но вернемся к альбому “Живые и Мертвые”. Треком, который не был включен в виниловую пластинку по просьбе музыкантов, оказался “Павлик Морозов”. Эта песня и раньше не публиковалась ни на одном из альбомов «Крематория». Это была единственная в творчестве группы песня с налетом социального протеста. По этой причине её и решили не включать в трек-лист. 

«Павлика Морозова» мы потом больше не переиздавали, потому что нас стали ставить в один ряд с группами, которые на этом социальном протесте и стояли. Хотя это, конечно, был не то чтобы плевок, а отношение наше к тому строю, который был тогда. Если громко говорить об этом. Потому что к этому относиться серьёзно было уже невозможно, и оставалось только одно, ценизм. И потом всё-таки в «Павлике Морозове» было более понятно нашему поколению, что такое предательство. Можно, конечно, рассматривать на примере Иуды, на примере Брут, если ещё дальше идти в историю. Но предательство, как таковое, было вот в «Павлике Морозове», и мы считали тогда, что предателем является то самое государство. И это был один плевок, вот слава Богу, что у нас больше ничего подобного не было.

Когда я даже в институте сдавал экзамен, у нас была такая странная женщина, которая влепила мне два балла по госэкзамену. Только за одно, что я как-то подошёл к ней на лекции и сказал: «Я больше не буду ходить на ваши лекции, потому что вы даже не знаете о том, что армяне относятся к христианским народам, тем более к первым, которые приняли христианство». Меня страшно поразило, потому что, я не думал, что такое дремучие мракобесие может быть на нашем факультете. Она конечно специально всё это сделала, но потом мне назначили другого преподавателя и мне поставили четыре, а это редкий случай, потому что после двух баллов, как правило, получали трояк, но я получил четыре. Это был очень хороший преподаватель, кстати говоря, он сейчас депутат государственной думы, его фамилия Лысенко, он у нас преподавал в МАИ. К сожалению, нам пришлось жить вот в таком маразме. И в этой песне просто этот маразм как-то пересказан.

Песню “Павлик Морозов” опубликовали на «Живых и мертвых» только в 1994 году, когда переиздавались на CD ранние альбомы «Крематория».

Песней, случайно не попавшей на пластинку, стала “Маленькая девочка”. Григорян уверен, что они её высылали в Питер вместе с остальными, более того, он сам долгое время не замечал её отсутствия на диске. По каким причинам её там не оказалось, так и не удалось выяснить до сих пор. А история создания этой песни опять не обошлась без художников. Точнее без картины, по которой и был написан текст «Маленькой девочки».

У «Маленькой Девочки» была сначала картина, её нарисовал мой приятель. Причём, как он говорит, рисовал он с натуры. То есть такая картина была у него, он мне её подарил и был небольшой ещё рассказ об этом. Картинка у нас в музее хранится, ну она такая же, всё, что в песне. Ну естественно ванная там, потом суицидальная какая-то такая ситуация. И он говорит: «Что всё, что было написано красным цветом – это настоящая кровь». И я склонен ему верить. Ну, были у нас люди, которые вот, ну не стеснялись того, что многие может быть скрывали. И сначала появилась картина, я уже с это картины написал текст.  

Песня была написана в 1985 году и впервые вышла на альбоме «Иллюзорный Мир». А в то время еще нужно было получить разрешение на исполнение песни в соответствующих органах.

Помню, сидела такая симпатичная женщина цензор в едином научно-методическом центре. И она: «Вы, знаете, мне очень не нравится строчка «И молча вкушал дым марихуаны». Глагол «вкушал» как-то определяет, что автору явно нравилось потребление дыма, вот вы не могли бы его заменить?».

— Я говорю: «На что его заменить?»

— Вот на слово «вдыхал».

— Я говорю: «С удовольствием».

Причем, почему-то слово «вкушал» вызвало у нее какое-то расстройство, а к слову «марихуана», она относилась весьма лояльно.  

Песня попала на диск опять же при переиздании в 1994 году, а спустя лет десять ее история получила криминальное продолжение.

Появились некие соавторы, которые выкатили мне иск на 500 000 рублей. Якобы за вступление, которое было написано к «Маленькой девочке». И благодаря тому, что всё-таки вот эта вот литовка прошла в своё время, и госпожа из единого научного методичного центра поставила-таки свою печать, расписалась и, самое главное, была поставлена дата. И когда мы это всё показали, то сразу стало понятно, что люди просто пытаются вымогать, и суд был закончен, так сказать, провалом с их стороны. Там даже было очень смешно, он даже принёс туда клавиши и, на потеху всей публике, стал что-то играть. Но потом вопрос был решён очень просто, мы поставили запись, и судья, даже не обладая музыкальным слухом, сказал, что разные мелодии.

Альбом «Живые и мертвые» вышел в продажу в конце 1989 года и стал самым продаваемым диском в истории группы. Через пять лет он будет переиздан на компакт диске, в него вернут потерянные песни и добавят бонус-треком песни «Хардрокер» и «Мир, полный любви». Эти бонусы вышли в том же году на диске “Клубника со льдом”, работа над которым шла параллельно с “Живыми и Мертвыми”. Презентация обоих дисков прошли одновременно. К тому времени группа «Крематорий» совместно с Маргаритой Пушкиной успела выпустить книжку «Люси в облаках с бриллиантами» (стихи душевнобольных поэтов). Так что, презентация вышла тройная. Но это уже совсем другая история. 

Вернуться к списку альбомов

Новости, которые вас могут заинтересовать

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}