1993 год.
- Расстрел Белого дома и штурм «Останкино»
- Победа Билла Клинтона на президентских выборах в США
- Первый концерт Майкла Джексона в Москве
- В России начинают вещание НТВ и ТВ6
- В моде Гербалайф, Евроремонт и Малиновые пиджаки.
А из радиоприемников в тот год доносится
Это был последний год, когда в ходу ещё были старые деньги выпуска 62 года – желтые рубли и красные червонцы. На них меломаны ещё успели купить первые компакт-диски, которые за этот год полностью выдавят с рынка виниловые пластинки.
Производство видеоклипов в стране наконец-то выйдет на профессиональный уровень, что будет ознаменовано первым фестивалем видеоклипов «Поколение-93». Впервые будет организована защита авторских и смежных прав музыкантов, что, однако, принесет свои плоды очень не скоро. Все меньше остается времени до заката групп «Мальчишник» и «Технология». Уже 3 года не существует группы «Кино», «Наутилус» потихоньку начинает давать течь, и очень скоро группа «Алиса» начнет играть совсем другую музыку. В течение этого года в очередной раз, но уже навсегда, прекратит своё существование группа «Бригада С». Через год бывший бас-гитарист группы Сергей Галанин соберет команду «СерьГа», а пока, на обломках «Бригады С», он записывает свой сольный альбом – «Собачий вальс».
Я начал записывать эту сольную пластинку еще до того как «Бригада С» распалась. Т.е. это не альбом группы «СерьГа», вот единственное, о чем нужно сказать. Это была сольная пластинка на основе этого материала, а потом мы уже сделали программу и создали группу. Поэтому практически все музыканты, которые принимали участие в записи этой пластинки, были участниками группы «Бригада С».
Работа над пластинкой проходит в Москве на студии SNC Records. К 93 году студия уже заработала себе имя как наиболее популярная среди российских рок-музыкантов, и по старой памяти, Сергей Галанин останавливает свой выбор именно на ней.
Записывалась она на студии SNC там же, где и «Бригада С» и «Моральный кодекс». Группа «Чайф» записывала там диски «Дети гор» и «Пусть все будет так, как ты захочешь». Хорошая студия. Она и сейчас существует.
Творческая атмосфера в студии располагала к свершению великих дел. Музыканты выступали в новом для себя качестве: солистов, звукорежиссеров и техников. Родные стены студии и помощь друзей-музыкантов превращали работу в удовольствие, и все шло как по маслу. В роли одного из таких помощников выступил Рушан Аюпов, без баянных партий которого в середине 90-х годов обходилась редкая рок-группа.
Когда Рушан Аюпов на студии, то атмосфера там шикарная. Великий сын татарского народа, благодаря которому были сыграны все клавишные и баянные партии. Мы жили на этой студии, мы писали, мы знали ее вдоль и поперек. Поэтому все было очень легко и здорово. Честно говоря, я вообще не люблю работать в студии, потому что это геморрой для головы и для меня лично. Я люблю концерты, когда все понятно, когда идет нормальное общение. А когда ты делаешь что-то связанное еще и с техникой, то результат твоей работы может пропасть, дух может потеряться. И ты это понимаешь подсознательно, поэтому такая работа, она достаточно тяжелая, кропотливая, нудная, я бы сказал. Потому что мало того, что надо записать, потом надо все это сводить, чтобы в итоге все хорошо получилось.
Студийной пробой пера Галанина стала песня «Серые волки». И нельзя сказать, что первый блин получился комом.
Я даже не помню, как появилась песня «Серые волки». Просто написался неплохой текст о том, какие мы внутри животные иногда бываем: любим есть мясо, любим красный томатный сок, любим смотреть жестокое кино, любим заниматься сексом с каким-то животным инстинктом, знаете, когда слюна, например, и царапины.
Хотя, если честно, несовпадение автора с материалом очевидно. На своих слушателей Галанин всегда производил впечатление парня из хорошей семьи — такого рокера, с которым не страшно познакомить маму: волосы длинные, но мытые, куртка кожаная, но дорогая, лицо интеллигентное и кровь с клыков не капает.
В последнюю очередь на пластинку попадает один из главных хитов альбома «Собачий вальс» песня «Теплый воздух от крыш». Изначально для диска были записаны 9 треков, но хронометраж альбома получился всего 35 минут, и решено было еще что-то дописать и добавить.
Некоторые вещи придумывались на ходу. Например, песня «Теплый воздух от крыш», одна из моих любимых, потому что и клип был снят на эту песню, и Андрей Смоляков и Владимир Машков принимали в нем участие. Эта песня родилась очень странно: я просто начал играть ход на гитаре, когда мы были на студии. И после этого мы сразу же записали ее.
Со-продюсером пластинки «Собачий вальс» был Дмитрий Гройсман – тот самый, который спустя некоторое время встанет у директорского руля группы «Чайф». До прихода в музыкальный бизнес Дмитрий поработал некоторое время администратором в театре-студии Табакова, что в дальнейшем очень помогло ему в организации съемок видео, как для Галанина, так и для группы «Чайф». Согласитесь, не каждому рок-исполнителю удается ангажировать для своего клипа, например, Владимира Машкова.
Идея была сделать какой-то малобюджетный клип, потому что денег не было вообще никаких. К нам обратился один студент ВГИКА – Ромка Канатников. Сейчас он делает программу «Вкусные истории». Там, где эти картошечки бегают, всякие помидорчики, огурчики – вот это он, молодец, нашел себя. В клипах он как-то не очень, так сказать, рванул. Но именно этот клип ему удался, потому что, такие артисты вытянут любые съемки. Дима Гройсман позвонил и договорился с театром-студией Олега Павловича Табакова, чтобы нам разрешили на крыше театра снимать. Потом мы нашли какой-то заброшенный дом и доснимали там Володю и Андрея, но уже без меня. Они нам, кстати, сразу протянули руку помощи и сказали: «Конечно, мы участвуем», очень хорошие люди, поэтому им огромное спасибо, и как говорят молодые люди, гигантский респект.
«Теплый воздух от крыш» становится одним из лучших синглов альбома «Собачий вальс». Он сразу попадает в эфиры многих радиостанций. Клип на эту песню крутят во всевозможных музыкальных программах. Пройдет еще несколько лет, прежде чем актеров Андрея Смолякова и Владимира Машкова, сыгравших в этом клипе главные роли, страна увидит в фильмах «Вор», «Олигарх» и сериале «День рождения Буржуя».
В 93 году впервые Москва признается одним из самых дорогих городов в мире. Официальную продукцию знаменитых Hugo Boss, Calvin Klein и L’Oreal в московских бутиках можно приобрести в 3 раза дороже, чем в Европе. Цены на мобильные телефоны приравниваются к стоимости автомобиля, а ужин в московском ресторане или номер в одном из центральных отелей города могут себе позволить далеко не все европейские бизнесмены, пытающиеся наладить свое дело в России.
Однако это никоим образом не отбивает у музыкантов любовь к родному городу, а скорее наоборот, вызывает гордость, и Сергей включает в альбом песню – посвящение.
«Мы — дети БГ», я даже не помню, от чего все это навеялось. Просто мы – городские парни, поэтому, наверное, это такая своеобразная песня о Москве.
В 97 году, когда альбом «Собачий вальс» будет переиздан на компакт-диске и переоформлен, в названии этой песни будет допущена опечатка и трек номер три будет прописан как «Мы дети – дети БГ», хотя на самом деле правильное название несколько короче.
Через 9 лет после выхода альбома «Собачий вальс», Сергей Галанин перезапишет песню «Мы дети БГ» в дуэте с Михеем. Это станет одной из последних работ Михея, он же Сергей Крутиков.
С главным хитом пластинки, да и, пожалуй, всего творчества Сергея Галанина все было ясно задолго до начала работы над «Собачьим вальсом». Видимо, легкость, с которой была написана заглавная песня альбома, и предопределила настрой на работу по сведению всего диска.
Это первая моя сольная пластинка, и с ней все было легко. Что касается песни «А что нам надо», которая игралась под гитару, то все, кто ее слышал, говорили: «Ну все. Вот это будет песня-паровоз для будущей пластинки». Оказалось, что паровоз не только для будущей пластинки, а практически для всей нашей продолжительной творческой биографии, потому что эту песню знают все.
А я, честно говоря, даже не помню, как она появилась. Я только помню, что она очень легко написалась. Вообще, все какие-то более-менее интересные мои песни, они писались очень легко — полчаса, и слова готовы. Конечно, какие-то мелкие детали уже сложнее. Но, в целом, общая идея и все вместе идеальнее всего впервоначальном варианте. А как это приходит, как это получается… Если б знать, все бы песни тогда были как «А что нам надо».
На самом деле, это песня о том, что плохо, когда на земле воюют. И эта тема, по-моему, была всегда на этой планете, даже когда люди воевали в пещерном веке друг с другом. Но песня эта была написана ещё до первой войны в Чечне, т.е. она появилась не в результате того, что началась война, а за год до этого. Получилось у нас угадать как-то.
Вышедший в 93 году на экраны страны клип на песню «А что нам надо» работы Виталия Мухаметзянова, его бешеные эфиры на телеканалах и ротации песни на радиостанциях позволили с уверенностью сказать: Сергей Галанин состоялся как сольный исполнитель и жалеть о распаде «Бригады С» ему не придется.
Самое главное, что после такой песни директора и фирмы грамзаписи ждут теперь от тебя похожей песни. Как в свое время от группы «Чайф» ждали песни в роде «Ой-йо», а всех пробила, почему-то, «Аргентина-Ямайка», которая совершенно не похожа на «Ой-йо». Так и здесь: я пытаюсь доказать, что может быть песня «А что нам надо» хорошая, а может быть и хорошая песня «Теплый воздух от крыш», но это на самом деле так и есть, другое дело, что «А что нам надо» переплюнула тогда все остальные.
Тем временем жизнь в столице, где проходит запись альбома, идет своим чередом.
В московском метрополитене металлические жетоны заменяются на легкие пластмассовые, прозрачно-зеленого цвета. Это резко упрощает процесс их подделки, и студенты технических вузов очень быстро налаживают свое подпольное производство прямо в технических мастерских и лабораториях.
На дорожных перекрестках и автозаправках города развивается новый вид детского бизнеса – мытье лобовых стекол и боковых зеркал у автомобилей, остановившихся на несколько минут на светофоре или бензоколонке. Позднее это перерастет в более качественный сервис с мытьем автомобиля полностью, по большей части на московских набережных.
В пивных ларьках появляется новый вид горячей закуски – имитации хот-дога. Это сосиска, обжаренная на валиковом гриле, которая вкладывается внутрь прорезанной вдоль, но не до конца, булки, и поливается кетчупом или горчицей. Чуть позже это станут подавать на отдельной картонной тарелочке, однако процент мяса в сосиске сильно уменьшится.
Однако Галанина в это время интересуют другие вещи. Хотя и его продавцы травят хот-догами по-российски, и по его лобовому стеклу школьники размазывают грязь. Секс-символ русского рока влюблен – и не стесняется этого. Он влюблен в женщину всей своей жизни.
«Я болен Олей» — это песня, которую я написал для своей девушки, которую зовут Оля. Она мать моих детей, двоих парней, между прочим.
Мне очень нравится песня «Я болен Олей». Мне в свое время очень хотелось снять клип на нее, такой прикольный, с юмором, потому что все-таки моя девушка достойна не только песни, но и какого-то видеоряда для этой песни, к сожалению, до сих пор. Правда, у меня был видеоряд, гигантский такой, шикарный. Но сейчас я уже его детали не помню. И хотелось сделать из него такую смешную вещь, но все какие-то интересные идеи они, как показывает практика, дорогостоящие. Знаете, проще сделать какую-нибудь кислую морду, и сделать недорогой клип, основанный на твоей кислой морде, базирующийся на ней. Поэтому не удалось мне снять клип на эту песню. Стоит сказать, что у нас на тот момент было уже пять клипов. А это, действительно, перебор. Мы наглухо истощили и себя, и свои бюджеты в то время.
После песни «Я болен Олей» навсегда рассеялись сомнения по поводу самого рок-н-ролльного женского имени. Именно Ольгу, а не попсовых Наташу и Свету, воспевали и «СерьГа», и «Неприкасаемые», и «Чиж», и «Ногу Свело».
Из четырех клипов на песни с пластинки, два были сняты клипмейкером Виталием Мухаметзяновым, или просто Мухой. Его увлечение — рисование комиксов — переросло в идею анимационного ролика на песню «Собачий вальс», где Сергей Галанин предстал в окружении мультипликационных собак, некоторые из которых удивительно напоминали музыкантов, работающих над альбомом. Название песни и идея клипа вылились в концепцию всего альбома, и оформление пластинки было поручено тому же Мухе.
У песни было две обложки: первая обложка, которую Муха нарисовал, была смешная. Он нарисовал какого-то дебильного питбуля за роялем, на котором стоял мой бюст в виде какого-то композитора 19 века, с совершенно идиотской улыбкой, т.е. на компьютере мне харю специально растянули. Смешная была обложка, ярко-красная такая. Но это был самый первый альбом, сейчас, по-моему, таких обложек не найти. Я, кстати, тоже ищу ее, но она раритетная. Ведь потом этот альбом был переиздан, и мы сделали новый мастеринг, я там даже песни переставил по-другому. Песня «Новое утро», по-моему, стала номером 11. Была первой, стала последней. И в общем переделали ее, она там немножко по-другому звучит. Потом уже сделали оформление такое прикольное, кадры взяли из клипа «Собачий вальс». Это издание получилось более красочное. Я помню, что там на обложке моя рожа в очках, а в них отражается собачка вот эта. Но это уже издание, наверное, года 97-го.
Мы ехали из Питера, и до Ленинградского вокзала оставалось, наверное, полчаса. Вот я за эти полчаса как раз и написал эту песню. Что интересно, она появилась, когда я стоял в коридорчике перед окошечком. Все эти песни, они о любви, об отношениях между мужчиной и женщиной. Видимо, я соскучился по своей девушке за те два дня, пока меня не было в Москве, поэтому и написал ее. И мне почему-то показалось, что такая песня может быть интересной и странной. Ведь, действительно, таких вальсов мы больше не играли.
Сценарий клипа на песню «Спокойной ночи» изначально был предложен Галанину Петром Волковым и актером Антоном Андросовым, который известен телезрителям по роли Плюмбума в фильме «Плюмбум, или опасная Игра». Галанин и Гройсман, отредактировав сценарий, доверили операторскую работу Сергею Козлову, но клип не был закончен, и весь материал лег на полку. Там он пролежал до тех пор, пока его не увидел модный в то время клипмейкер Михаил Хлебородов, который просто «из любви к искусству» довел клип до ума.
«Спокойной ночи» — обычная такая песенка любовного содержания. На неё Сергеем Козловым и Михаилом Хлебородовым был снят видеоклип. Это был первый клип, который пошел с моей рожей. Правда, нет в нем ничего особенного, обычный клип. Но его крутили серьезно, и песня всем понравилась, хотя я к ней отношусь очень спокойно. И песня реально хитообразная, скажем так, поэтому взяли, сняли и запустили.
«Спокойной ночи» иногда крутится по радиостанциям, хотя мы ее редко играем на концертах. Ведь, на самом деле, она такая «по приколу», и звучит она у нас достаточно резво. В принципе, она сладкая песенка, но это смотря, как ее подавать.
В клипе «Спокойной ночи» помимо Сергея Галанина снялась девушка Лиза, которую Дмитрий Гройсман случайно встретил в коридорах Горбушки и сразу же пригласил на съемки. Первая часть клипа снималась поздно ночью, и Лизе предложили прийти в сопровождении отца, мужа, брата или ещё кого-нибудь. Девушка пришла в сопровождении бой-френда. Через несколько лет этот бой-френд станет известен в радиомире под псевдонимом Коля Маклауд.
Альбом, как уже было отмечено, получался коротким, поэтому одну песню было решено извлечь из загашников. Чтобы рассказать о композиции «Чертополох», нам придется вернуться в конец 80-х. 12-13 мая 1989 года на столичном стадионе «Лужники» прошел Московский международный фестиваль мира. В Москве выступили «Skid Row», «Cinderella», мало кому известная тогда команда «Bon Jovi», а на сладкое были выписаны «Scorpions» и Оззи Осборн – последний вышел на сцену с жуткого бодуна и напоминал взбесившегося Винни-Пуха. Российская рок-музыка была представлена на фестивале группой «Бригада С», которая сразу после тех концертов перестала существовать в первый раз. Гарик ушел, сохранив за собой название, а остальные музыканты во главе с Галаниным начали выступать под именем «Бригадиры». Распад сопровождался перепалками в прессе, которые сегодня нет ни малейшей охоты вспоминать. Тем более, что через год Галанин и Сукачев помирились и воссоздали «Бригаду С». Однако нет худа без добра: от того раскольного периода осталась сольная пластинка Гарика «Нонсенс» и два магнитоальбома «Бригадиров». Песня «Чертополох», единственная из творчества «Бригадиров», позже вошла в сольный альбом Галанина «Собачий вальс».
Песня «Чертополох» не зря здесь появилась. Хотя она и была написана именно в перестроечное время, но она до сих пор живет. Песня родилась в 89-м году, в самый переломный момент, и до сих пор мы ее иногда играем, и она не теряет своей, как говорят, актуальности. Очень красивая песня. Правда, мы ее немножечко переделали: чуть-чуть укоротили, убрали все саксофонные проигрыши. У нас сейчас нет в составе саксофонистов, одни гитары остались. И песня эта так хорошо звучит, и поэтому я к ней так тепло дышу. Есть в ней какая-то и музыкальная зацепка, и красивая гармония.
У меня было очень много песен, которые я писал для группы «Бригадиры». Она просуществовала полтора года, как раз с того момента, когда мы с Гариком расстались и до того, как объединились. Там я выпустил где-то два с половиной магнитных альбома, ведь тогда никаких пластинок не было, а были магнитные альбомы. Но ни одна песня, за исключением «Чертополоха», не была взята оттуда. Это была уникальная песня, которую мы с группой «Бригадир» записали на более-менее приличной студии, поэтому я счел возможным включить ее. Мы до сих пор играем эту песню. Единственная песня, которая осталась из всего прошлого музыкального материала, остальное я выкинул из головы, потому что мое сознание как-то перевернулось после возвращения в «Бригаду С».
Распад группы «Бригада С» отнюдь не был спровоцирован личным конфликтом Галанина и Сукачева. Вопреки распространенному мнению, это произошло совсем по иным причинам. Галанин, при желании, мог остаться с Гариком, и даже не заморачиваться по поводу собственных проектов.
Когда Сукачев меня приглашал в группу «Неприкасаемые», я ему сказал: «Гарик, и получится у нас опять «Бригада С», ведь мы опять будем там вдвоём думать над новыми песнями. Но когда мы с тобой вдвоем, то сразу начинаем тянуть одеяло в сторону первоначального названия. Какой тогда смысл менять его. Нет уж, давай я буду лучше заниматься сольным проектом». Т.е. мы тогда разошлись окончательно. Но до сих пор поддерживаем хорошие, приятельские отношения и ходим друг к другу в гости.
Таким образом творческие пути Галанина и Сукачева разошлись окончательно. По слухам, бродившим тогда в меломанской тусовке, Галанин пошел на разрыв, так как удачно женился и совсем не боялся провала сольной карьеры. Поводом для этого анекдота послужила следующая песня.
«Дочь президента» никакого отношения к дочери Бориса Николаевича или к дочери Михаила Сергеевича не имеет. Я в то время и не знал, что у этих президентов дочери есть. Ведь в то время эта информация особо не светилась. И когда я писал эту песню, в голове была совершенно абстрактная, абстрагированная какая-то картинка. Имелась в виду дочь какой-то шишки, которая позвонила, и человеку стало приятно, но разговор этот прослушивался. Дурная, конечно, песня. Знаете, ведь у меня иногда на пластинках бывают дурные песни, но я не боюсь этих песен, потому что это мои собственные песни. Вот, например, было какое-то бестолковое настроение — получилась бестолковая песня. И получилась она такой симпатичной, интересной в аранжировке, что я ее оставил. Хотя многие говорят, что такие «веселые» песни, они как бы немножко уводят слушателя от моего социального направления. Какого такого социального направления? Вообще непонятно.
Песня «Телефонная радость» попала в трек-лист пластинки, и журналисты еще долго мучили Сергея Галанина вопросами о её происхождении. С течением времени первоначальное название песни затерлось, и она превратилась просто в «Дочь президента».
Музыкальная жизнь 93 года, на первый взгляд, не балует обилием знаковых событий. Активно набирает обороты клиповый бизнес. Фестиваль видеороликов «Поколение – 93», организованный клипмейкерами с известными фамилиями Бондарчук, Янковский, Михалков, поставит производство видеороликов на профессиональные рельсы. Однако, далеко не всем музыкантам это будет по карману. Ряды рокеров в 93 году пополнятся группами «Иван-Кайф», «Краденое Солнце» и «Текиладжаз». Не обойдется и без потерь. Трагически погибнет гитарист «Алисы» Игорь Чумычкин.
Сейчас уже мало кто обратит внимание на то, что в «Бригаде С» Галанин играл на бас-гитаре, а потом, став солистом, сменил басуху на акустику, так и не последовав примеру Макса Покровского или Александра Кутикова.
Поменялось то, что я из бас-гитариста превратился в такого игрока на акустической гитаре, из-за того, что петь — дело непростое. А вот Толик Крупнов умел это делать и с бас-гитарой, ее наличие не влияло на его филигранность и ритмичность. Ведь это очень сложно, когда басисты поют, и у меня это вызывает уважение. Поэтому респект Женьке Федорову и другим людям, которые могут сочетать вокалиста и бас-гитариста в себе. Ритм – это основа любой группы, поэтому я бросил бас-гитару и начал петь. А с акустикой просто, если чего-то не получается, ты должен просто сконцентрироваться, ведь можно просто бросить эту акустику, и без нее все нормально звучит.
Одной из последних песен с Галаниным бас-гитаристом стала «Конечно, это ты».
«Конечно, это ты» — это опять песня о любви. Как я и говорил, все песни о любви связаны с моей девушкой: и «Я болен Олей», и «Спокойной ночи» и «Конечно, это ты». Песня, которая не игралась практически ни разу на концерте, как и «Телефонная радость», кстати, но которая крутилась на различных радиостанциях в то время.
По окончании работы над пластинкой Галанин собирает концертный состав из музыкантов «Бригады С» и начинает гастрольную деятельность в поддержку альбома. Так будет создана группа «СерьГа».
Самым главным итогом выхода этого альбома было то, что мы поехали на концерт в город Ростов-на-Дону. Поехали мы в составе новой группы, но она еще не называлась «СерьГа», а на афишах просто значилось «Сергей Галанин». Также в концерте принимали участие «Алиса», «Чайф» и вот «Сергей Галанин с группой» как бы, а названия еще не было. И вот эту дату, я сейчас не помню точно, вроде это был конец мая – начало июня, мы взяли и обозначили как день рождения группы. Первое число месяца мы обозначили как точку отсчета. Этот концерт в Ростове был концертом, так сказать, известных людей, и мы его, конечно, открывали. Это было как раз в 94-м году, примерно где-то первого июня. Но что я мог там играть? Мог, конечно, исполнить те песни, которые уже звучали и которые уже в формате видеоклипов ворвались в сознание людей, поэтому народ их принимал очень хорошо.
Несмотря на то, что песня «Новое утро» стоит в трек-листе альбома на последнем месте, записана она была одной из первых, более того – на первом издании альбома «Собачий вальс» именно она открывала диск.
Нужна была песня какая-то для открытия альбома. Она должна была быть какая-то интересная, легкая, жизнеутверждающая, и поэтому там поется: «Не бойся, парень, завтра будет новое утро, утро „икс плюс один”». Вот и все. Тут ничего как бы особенного.
Песню мы эту не играли давно уже, потому что я ее немножко переделал, ведь в том звучании и в той аранжировке она надоела. Я ее иногда играю на своих каких-то сольных, бардовских, гитарных выступлениях, но и это бывает крайне редко.
Ну, что можно сказать об этой пластинке? Мы очень многие песни играем на концерте, вот смотрите: мы играем «Теплый воздух от крыш», иногда, но очень редко звучит «Я болен Олей», мы играем «Мы дети большого города», «Серые волки», «А что нам надо», иногда, но сейчас перестали «Собачий вальс», иногда мы исполняем «Чертополох» и «Спокойная ночь», т.е. практически полпластинки мы до сих пор играем.
В начале 94 года пластинка попадает на прилавки музыкальных магазинов. Пираты сразу же берут её в разработку. Появляется группа «СерьГа», лидер которой вовсю трудится над новыми песнями. В скором времени ему предстоит попробовать себя в роли телеведущего, отметить юбилей «Бригады С», но это уже совсем другая история.