15 октября 1991 года, в день рождения Вячеслава Бутусова, был снят клип на хит ДДТ «Что такое осень».
Композиция была написана Юрием Шевчуком в конце сентября 1991 года во время прогулки по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры.
Юрий Шевчук:
Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… Просто не передать. И эта песня, как пришел домой, у меня выдохнулась…
Я не ставил цель сотворить хит, мне просто было тяжело на душе – что говорить, время перемен было. И так совпало, что мои ощущения разделила практически вся страна.
На съемки клипа музыкант позвал своих друзей — Вячеслава Бутусова и Константина Кинчева.
Клип снимал Борис Деденев, у него была шабашка в Пушкине. Я ему позвонил, спросил, не найдется ли тридцати минут — мы сейчас приедем и все снимем. Он посмеялся, но согласился. Тут как раз Костя Кинчев обнаружился. К Славе Бутусову заехали, взяли его за шиворот и выехали туда.
Константин Кинчев:
Сидел я как-то дома в Москве, собирался в Санкт-Петербург ехать. Поехал. Как только я приезжаю, обычно звоню своей любимой жене справиться, как у неё дела, сказать, что доехал благополучно и так далее. Звоню, она говорит: «Тебя разыскивает Шевчук, позвони ему». Хорошо. Звоню Шевчуку. Говорю: «В чём дело, Юрий Юлианович?» Юрий Юлианович мне говорит: «Я тут песню написал, приезжай, мы клип с тобой будем снимать, если понравится». Ну, я приехал. Поставил мне песню. Я говорю: «Чего, нормальная песня». Он говорит: «Ну, будешь сниматься?» Я говорю: «Буду, только быстро», — мне на репетицию надо было в этот день.
Вячеслав Бутусов:
В тот день у меня был день рождения, и я стоял и строгал овощи у стола, готовя праздничный обед. Тут Юра позвонил и сказал: «Все. Срочно надо снимать клип, потому что Костя проездом через Питер. Я его встречаю, высаживаю с поезда и едем сразу в Пушкин клип снимать».
У меня была задумка. В Царском Селе есть памятник Пушкину, который сидит на скамейке. Я очень хотел туда посадить Гребенщикова*, чтобы мы вот так пробежали, а БГ* посмотрел бы на нас мудро.
Мы приезжаем в Пушкин, там какая-то ерунда происходит, ломается аппаратура, телевидение ждать больше не может, техника сворачивается и уезжает. А Юра — экстраверт: не держит в себе яда переживаний, а сразу в действие начинает превращать. В отчаянии у каких-то пацанов, которые бегали там, пытаясь у него автограф взять, он выхватил переносной магнитофон. Говорит: «О! Дайте мне. А то нам не под чего клип снимать». И режиссер, который тоже был наш товарищ и не покинул место съемки, схватил камеру и давай за нами бегать.
Начинаем сниматься. Привезли фонограмму, а включить её некуда. Благо там какие-то пацаны-алисаманы нарисовались. Я говорю: «Есть магнитофон дома?» Принесли магнитофон, вставили кассету. Я говорю: «Ну, чего давай тогда прямо так снимем, ты с магнитофоном, а мы вокруг. Так походили минут 40, и я поехал на репетицию, Бутусов — продолжать день рождения, а Юлианович выпустил вот такой шикарный клип.
24 октября 2020 года ДДТ поделились отреставрированной версией клипа.
*Внесен Минюстом России в единый реестр иностранных агентов
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы