«Вечность – моё ремесло»: Хелависа в цитатах и фактах

03.09.2024

Наталья О’Шей — бессменный лидер и душа фолк-группы «Мельница» и сольного проекта «Хелависа», поэтесса, композитор и музыкант-мультиинструменталист. Она владеет навыком игры на кельтской арфе, фортепиано, гитаре и кастаньетах.

В этой статье мы вспомним яркие высказывания Натальи О’Шей и интересные факты из её биографии.

Фото: Яна Овчинникова

Мое детство было классным. У меня был доступ в лабораторию бабушки в Главном здании МГУ, в мамину лабораторию, разумеется, была наша квартира со всеми чудесными книжками, бивнями слонов, образцами геологических самоцветов, индийскими сувенирами. То есть личная, собственная башня из слоновой кости, местами даже с движущимися фигурками из мастерской Дроссельмейера.

Больше всего в людях возмущает глупость. Если человек недоумок, да еще и врун – это совсем плохо. Если человек и умен, и лгун – другое дело. Бывают люди, которые «врут как дышат» и своим враньем меняют мир вокруг себя так, чтобы в итоге оно вышло, как будто так оно и было. Таких людей даже уважаю.

Бывших педагогов не бывает. Периодически, когда мне надо уезжать на гастроли, я ловлю себя на мысли, что свой месседж про грибной суп, который надо доесть за два дня, я прогоняю семье очень четким, громким голосом, ровно три раза, чтобы усвоила вся аудитория. Из трех человек.

Фото: Sveta Kaverina, Polina Pendina

Вся наша жизнь по долгу службы мужа — это сплошные переезды. Это только звучит красиво: жизнь в Швейцарии, Австрии, Израиле. А когда тебе нужно тащить за собой всю свою жизнь каждые пару лет и весь скарб детей, это уже выглядит не столь прекрасно. И каждый раз я пакую свою коллекцию мехов для каминов (не спрашивайте), фарфоровых банок, ковров и пианино, которое после каждого перелета приходится чинить, и коллекцию мягких игрушек дочерей. Но это единственный способ создать свой мирок и свое пространство на новом месте.

Мне нравятся шифры, я хорошо себя в них чувствую. Видимо, иначе я писать не умею. Зато я получаю огромное удовольствие от того, как люди эти шифры раскрывают. Это кайф. Возможно, из-за этого аудитория не такая большая, но качественная.

Однако Наталья подчёркивает, что эти произведения создаются не ради цитирования известных сюжетов, а чтобы поговорить о вечных чувствах:

Сказочные и мифологические образы в творчестве «Мельницы» — это все же не самоцель, а скорее приемы, даже костыли, если угодно, а говорим-то мы о вечных эмоциях.

Мельничные крылья образуют солярный символ. Мельница регулярно появляется в фольклоре славянских и балтийских народов, с ней связан образ литовского Велняса, нечистого или бога подземного мира, у нее очень много мифологических и фольклорных коннотаций в сочетании с тематикой солярного символа и мотива «делания», и здесь мы уже уходим в алхимию. «Делание» в ипостаси простой переработки зерна в муку и далее в хлеб – это механизм демиурга. Поэтому и «Мельница».

Вечность — моё ремесло. Я считаю, что в любом случае то, что после нас остаётся, наши песни, мы делаем это ради того, чтобы оно сохранилось. Насколько оно вдохновляется сиюминутными элементами культурного контекста — это каждый артист решает для себя сам. И это нормально. У нас есть Владимир Владимирович Маяковский с гениальной поэмой «Облако в штанах», которая абсолютно вневременная. И есть его элементы трэша — стёбные агитпроповские штучки, которые не менее талантливы — это часть культурного контекста. То есть да, это нормально. Мы как-то уворачиваемся, от того, чтобы влезать в какие-то новостные дрязги, стараемся себя вести очень аккуратно.

Фото: Александра Моник

О’Шей представила результаты своего творчества на рождественском концерте в Доме музыки, в рамках которого она решила объединить своё выступление с показом мод. Платья для этого шоу были сшиты по её собственным эскизам.

Я не склонный к ностальгии человек. Есть несколько чувств, которые в моей психической конструкции атрофированы — это ревность, зависть и ностальгия. Как показывает жизнь, с этим мне очень повезло. Обычно я говорю, у меня нет мечт, но есть планы.

Я умная, недобрая, любопытная. Я очень любопытная к жизни. Со мной очень сложно подружиться, но, если человек – мой друг, я своих не бросаю никогда. Я человек, которому можно легко подставить спину.

Я ненавижу композицию «Волкодав». Тем более, что технически это и не очень моя композиция. Текст изначально принадлежит Александру Шаганову: мы туда внесли незначительные изменения. А костяк музыки создал израильский композитор Аркадий Духин. Поэтому, честно говоря, если бы у меня была возможность больше не играть «Волкодава», я была бы только рада.

Самая любимая песня, однозначно, — «Королевна». Это удачный, работающий витраж. За ней очень, очень многое стоит — и волшебная страна Исландия, где магия просто реет в воздухе, и ее нельзя не чувствовать, и такому сенсору, как я, просто тяжело из-за этого там спокойно жить; и несбывшаяся любовь; и средневековый миннезанг о такой же несвершившейся любви, который сыграл не последнюю роль в моей истории; и воплощение в тексте одного из моих любимых образов — сокола. В общем, песня для меня самой — как прямой массаж сердца, все абсолютно открыто и незащищено.

Также Хелависе импонируют песни «Никогда», «Дредноут», «Список кораблей» и «Ушба».

Моя жизнь устроена так, что без планирования времени не обойтись. У меня, как у барона Мюнхгаузена, каждый день – подвиг по расписанию.

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы