Самые необычные средства передвижения в кино

11.02.2021

На чем только ни ездили (плавали, летали) герои фильмов!

Подводные капсулы («Фантастическое путешествие», «Внутреннее пространство»)

Застряв где-то между фильмами о подводных лодках и научпопом об устройстве человеческого организма, «Фантастическое путешествие» на пару лет стало самым оригинальным сайфаем 60-х. Герои картины должны ликвидировать тромб в мозгу ученого — для этого специально разработанную подводную лодку с «хирургами» на борту уменьшают до микроскопических размеров и впрыскивают в кровеносную систему пациента.

Бэтмобиль: от 1960-х до наших дней

Бэтмобиль — самое знаменитое средство передвижения во всем супергеройском мире — активно менялся на протяжении десятилетий. На экранах машина Темного рыцаря впервые появилась в 40-е — тогда она практически не отличалась от серийных моделей. Зато в сериале и киноверсии 1966 года (с Адамом Уэстом) дизайнеры произвели на свет кое-что экстравагантное, хоть и не слишком далеко ушли от реальности.

Настоящие дизайнерские шедевры пошли в ход лишь начиная с экранизации Тима Бертона, вышедшей в 1989 году. Затем турбомонстра на колесах из бэтменианы Бертона и Джоэла Шумахера сменил изобилующий острыми углами броневик из фильмов Кристофера Нолана, а в «Бэтмене против Супермена» Зака Снайдера бэтмобиль стал еще более бронированным, массивным и угрожающим.

DeLorean DMC-12 («Назад в будущее»)

Самую крутую машину времени в истории кино придумали режиссер Роберт Земекис и сценарист Боб Гейл. В устройство, позволяющее путешествовать во времени (а заодно и в пространстве — автомобиль как-никак!), был переоборудован спорткар DeLorean DMC-12 — разогнав его до скорости 142 км/ч, герои трилогии, ученый Эмметт Браун и его друг, старшеклассник Марти МакФлай, могли перенестись в прошлое или будущее.

На вопрос Марти: «Почему DMC-12?» Док Браун резонно заметил: «Если ты делаешь машину времени из автомобиля, то почему бы ей не выглядеть стильной?» Спортивная модель с дверями типа «крыло чайки» в середине 80-х уже не выпускалась — конвейер в Северной Ирландии, с которого сходили DMC-12, был закрыт в 1982-м, когда главу компании, Джона Делореана, арестовали по сфабрикованному обвинению в торговле наркотиками. После выхода фильма модель стала невероятно популярной, и компании удалось быстро распродать 2000 автомобилей, оставшихся на заводе после его закрытия.

Пепелац («Кин-дза-дза!»)

В советском кино эпохи застоя тоже хватало постапокалиптики. Самой запоминающейся из последних стала сайфай-комедия Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» Горькая и хлесткая сатира на тихий тоталитаризм была виртуозно закамуфлирована для цензоров ярким постапокалиптическим антуражем, частью которого стал и незабываемый «пепелац» — с виду примитивный летательный аппарат, в котором перемещаются по планете Плюк и близлежащим окрестностям пацак Би и чатланин Уэф. Художник фильма Теодор Тэжик соорудил пепелац из хвостовой части самолета «Ту-104», найденного им на свалке. Слово «пепелац» после фильма ушло в народ — многие в шутку называют так видавшие виды автомобили.

Ходячие замки («Небесный замок Лапута», «Ходячий замок» и «Стимбой»)

Вряд ли кто-то сделал больше для продвижения стимпанка в кинематографе, чем создатели аниме. Режиссеры Хаяо Миядзаки и Кацухиро Отомо мыслили достаточно масштабно, чтобы не ограничиваться экстравагантными средствами передвижения для индивидуального пользования — в их полнометражных мультфильмах действуют целые мобильные крепости: они передвигаются не только по поверхности земли, но и по воздуху. В «Небесном замке Лапута» Миядзаки отсылает к летающему острову из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта, а в сказочном паропанке «Ходячий замок» он же экранизирует детский роман англичанки Дианы Уинн Джонс. Отомо в свою очередь в альтернативно-историческом «Стимбое» демонстрирует апофеоз стилистики паропанка — из изображений разнообразных машин и механизмов, представленных в мультфильме, можно составить отдельный альбом.

Гигантский паук («Дикий, дикий Вест»)

$170-миллионный комедийный вестерн, нашпигованный монструозным паропанковским реквизитом, с треском провалился в прокате, заработав во всем мире лишь $222,1 млн, однако запомнился как нелепый аттракцион, выстроенный и запущенный безумным гигантоманом и техноманьяком — таким же, как антагонист фильма Арлисс Лавлесс, жаждущий реванша южанин, передвигающийся в инвалидном кресле и в огромном металлическом пауке-вездеходе на паровой тяге.

Летающий автомобиль («Гарри Поттер и тайная комната»)

Еще один пример того, как потерявшая актуальность модель автомобиля вновь обретает популярность благодаря кино. На этот раз речь о Ford Anglia — микролитражке, которая выпускалась британским филиалом «Форда» в разных модификациях с 1939 по 1967 год, а в конце века по прихоти писательницы Джоан К. Роулинг стала летающим автомобилем семейства Уизли (благодаря заклинанию Артура Уизли). Смешная ржавая машинка появляется во второй части киношной поттерианы и спасает Гарри и Рона от гигантских пауков, напавших на них в Запретном Лесу. После выхода фильма скромная семейная модель 1959 года Ford Anglia 105E стала в Великобритании культовым автомобилем.

Моноциклы («Люди в черном 3»)

Во франшизе «Люди в черном» агенты передвигались в основном на разных моделях Ford, однако в триквеле, большая часть действия которого разворачивается в 1969 году, пересели на куда более экстравагантное средство передвижения — моноциклы. Изобретение это, мягко говоря, не новое (и вовсе не инопланетное): первый проект моноцикла был представлен за сотню лет до времени действия фильма — в 1869 году Ричард Хэмминг изобрел велосипед с одним колесом, которое приводилось в движение при помощи рук, а не ног. А первая модель, которая была более или менее похожа на то, что мы увидели в фильме, появилась в 1971-м.

Все машины («Безумный Макс: Дорога ярости»)

Дикие тачки в этом фильме — настоящий праздник для любого фаната киношных модифицированных тачек. Монстров на колесах тут навалом — это и мощный тягач Фуриосы (переделенная Tatra T815!), и гусеничный вездеход Главного Оружейника «Миротворец», и ощетинившиеся кольями «дикобразы» на колесах, и древний Ford Deuce Coupe 1932, на котором ездил Накс. И, наконец, жемчужина этой коллекции чудовищ — «Гигалошадь» Несмертного Джо, составленная из двух «кадиллаков» Coupe De Ville и снабженная подвеской и колесами от монстр-трака. Вся эта грохочущая машинерия, конечно же, не главное достоинство фильма Джорджа Миллера, но, определенно, самый убедительный и мощный постапокалиптический автопарк за всю историю кино.

Лондон на колесах («Хроники хищных городов»)

Создатели антиутопического подросткового сайфая «Хроники хищных городов» переплюнули японских мастеров аниме с их ходячими и летающими цитаделями — здесь колесят по опустошенной Земле целые города (например, Лондон). Выглядит это эффектно, но вот эффективностью фильм, увы, похвастать не может: $100-миллионная постановка провалилась в прокате, собрав по всему миру всего лишь $83,7 млн. Это поставило крест на франшизе, но передвижные города, с диким грохотом бороздящие громадными колесами постапокалиптическую почву, свое место в истории кино все же нашли.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы