10 фактов о песнях Nautilus Pompilius

04.11.2023

Песня «Взгляд с экрана» написана Ильей Кормильцевым по мотивам главного хита поп-трио из Англии Bananarama «Robert De Niro’s Waiting», который поется от лица девушки, мечтающей встретиться со своим кумиром. Кормильцеву было крайне неприятно, когда из оригинальной строчки «Ален Делон не пьет тройной одеколон» Бутусов убрал слово «тройной».

Когда в студии Аллы Пугачевой музыканты записывали песню «Доктор твоего тела» для альбома «Князь тишины», профессиональный архитектор Бутусов, не учивший сольфеджио, с ходу спеть ничего не смог. И чем больше было попыток перезаписать вокал, тем хуже они получались. Работавший с «Наутилусом» в 1980-х клавишник Алексей Хоменко потом вспоминал, что Пугачева стояла рядом с Бутусовым с карандашом в руках и делала пометки в тексте песни — мол, до этого места все нормально, а дальше перепевай. В одной песне у Бутусова совсем ничего не получалось, и пришлось ей самой встать к микрофону. Так Пугачева оказалась в качестве бэк-вокалистки «Наутилуса».

Песню «Зверь» Бутусов написал лично, без помощи Ильи Кормильцева. Дело было в Питере:

Я стоял на балконе на Юго-Западе, у себя, и просто смотрел на весь этот никудышный район. Понастроили огромных китайских стен, и там не удосужились никакую инфраструктуру вообще придумать, построить. Потому что такие темпы были бешеные. Там, например, люди ходили по соседним улицам, жили в каком-то доме и в то же время не знали, как называется улица, которая пересекает их улицу в двадцати метрах. В общем, такой, я бы сказал, партизанский район.

Предполагалось, что в работе над песней «К Элоизе» будет участвовать Глеб Самойлов из «Агаты Кристи». В ней он должен был произнести на немецком языке какие-нибудь ругательства. Специально для этого Глеб консультировался со знакомой студенткой филологического факультета. Но из-за своей меланхоличности Глебу конечный результат не понравился, и эту идею с немецким «Наутилусу» пришлось оставить.

Песня «Князь тишины» написана Вячеславом Бутусовым на стихотворение венгерского поэта Эндре Ади «Впереди доброго князя тишины» в переводе на русский язык Леонида Мартынова.

Песня «Синоптики» была написана Кормильцевым и Бутусовым после первого приезда в Ленинград и посещения Ленинградского рок-клуба в 1986 году. Синоптики — это рокеры, «сумевшие выжить на лютом морозе» советской действительности и сделавшие людскую жизнь «чуть теплей, чуть светлей», а главное самих людей — более активными в политическом смысле: «мы стали подвижней в оттаявших позах». Второй куплет песни посвящён рокерам зарубежным — «заморским», которых Бутусов называет «богами». «Хранители» их «тайны» — это хиппи. Отсюда и «девчонки», уводимые «под белый покров», «растительная пища» (дети цветов).

В конце песни «Чугада» слова «Я тебя прощаю, я тебя люблю…» поет четырехлетняя дочка Вячеслава Бутусова — Ксюша. Вячеслав Бутусов вспоминал:

«Мы использовали Ксюшу ради определенной окраски. Специально отвели для нее время, чтобы наработать записей почти на час. У нее очень громкий голос. То есть она меня компенсировала в этом смысле. И самое замечательное, что вела она себя очень естественно»

«Шар цвета хаки» была написана Бутусовым в состоянии дикого невроза в 1985 году, когда он учился в Свердловском архитектурном институте и находился на волосок от того, чтобы стать солдатом Советской армии. Как раз в то время в разгаре была война в Афганистане. К счастью, знакомство с армией ограничилось для него лишь военными сборами.

Изначально композиция «Негодяй и ангел» писалась специально для дуэта Бутусов-Гребенщиков*. Но совместное творчество по неизвестным причинам так и не осуществилось.

Цитата из песни «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» была выбрана в качестве эпитафии, написанной на памятнике Илье Кормильцеву, установленном на его могиле на Троекуровском кладбище в Москве.

несен Минюстом России в единый реестр иностранных агентов 

  По мотивам

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы